Текстовая версия выпуска
Каша: Алло.
Саша: Привет. Сегодня 21 выпуск подкаста «Диджестив». Сейчас мы скажем названия тем, которые будем сегодня обсуждать.
Каша: Саша, я только что понял, что надо говорить не просто «Алло», а «Алло, Гавайи».
Саша: «Алло, Гавайи» говорят, когда берут в руки телефон и хотят кому-нибудь нагадить.
Каша: Убегая с ним, кричат: «Алло, Гавайи» (смеется). Крадя телефон, кто-то получает удовольствие. Но чтобы попасть на Гавайи после этого, телефон должен быть дорогим и особенным. Сейчас кто-то подумает, что мы будем говорить о люксовых телефонах.
Саша: Или о краже телефонов (смеется)
Каша: Да, два варианта. Вы не угадали ни в первом, ни во втором случае.
Саша: У меня есть третий вариант: ты берешь чужой телефон и звонишь на Гавайи.
Каша: Разводка на международный звонок. Мы сегодня будем говорить о другом.
Саша: Мы сегодня не будем копаться в гаджетах, так как в летний период их не так уж много.
Каша: Их вообще нет. Ходишь в плавках по городу, потому что жара одуряющая, никаких гаджетов с собой нет. Телефоны по жаре садятся намного быстрее. Мы будем говорить о наших мобильных операторах.
Саша: Ты опять хочешь в чем-то обвинить операторов?
Каша: Я – никогда.
Саша: Они же стараются сделать нашу жизнь лучше.
Каша: Всё для нас. Всё для тебя, Саша.
Саша: Конечно. Даже не смотря на потенциальную потерю прибыли, они стараются облегчить нашу тяжелую участь.
Каша: Про нашу участь в лапах оператора мы и будем говорить. Мне кажется, была бы их воля, они бы раздели нас до нитки.
Саша: Сегодня мы будем рассуждать о теме борьбы с короткими номерами.
Каша: Да. Это наша вторая тема. Немного поговорим про тему, которую забыли упомянуть в прошлый раз. Это NFC – технологии передачи данных на короткие расстояния. Саша еще хотела поговорить на тему сайта Gosuslugi.ru. Почему, Саша? Тебя волнуют государственные тендеры?
Саша: Меня волнуют не тендеры, а способы связи человека с государством.
Каша: Саша, с государством лучше не связываться.
Саша: Иногда приходится. Например, у меня скоро просрочится загранпаспорт, и мне придется его менять. Я потихоньку осваиваю новые способы взаимодействия с гос.конторами и чиновниками. Тебе же интересно будет, как у меня это пройдет?
Каша: Конечно, интересно.
Саша: Я хочу попробовать такой способ общения.
Каша: Я недавно общался с чиновниками. Я был в присутственном месте. Там используют компьютеры по полной программе. Об этом надо поговорить в отдельном подкасте, на самом деле.
Саша: Каша пытается поделиться своими успехами в борьбе с большой международной корпорацией.
Каша: Нет. Я с ними не борюсь.
Саша: Скажи, что ты страдаешь от них (смеется).
Каша: Да. Бедный-бедный Каша, которого хотят съесть (смеется).
Саша: Кто-то кроме меня покушается на мою тарелку?
Каша: Да. Ты так разрекламировала меня, что народ завидует.
Саша: Ладно, давай переходить к темам нашей программы, а-то мы ничего не успеем.
Каша: Давай. Тема очень простая. МТС в лице своего президента в газете «Ведомости» заявила что-то непонятное. Они хотят провести тендер в конце года на поставку нового биллингового оборудования.
Саша: Зачем? Для того чтобы каким-то образом разграничить поток данных, который человек скачивает с помощью мобильного интернета.
Каша: Они этого даже не скрывают. Они говорят, что сегодня все люди пользуются мобильным интернетом за одну и ту же цену. По мнению оператора, это очень неправильно.
Саша: Они пообещали, что будут взимать разную плату за разную информацию: скайп, скачивание музыки, общение и так далее.
Каша: За Скайп ты будешь платить больше. Что нервирует оператора? То, что звонок по скайпу значительно дешевле звонка от мобильного оператора. Поэтому за скайп мы будем платить отдельные деньги, так как то, что происходит сейчас, оператору невыгодно. За Торренто надо будет платить так же отдельно. Они говорят, что нагрузка на сеть больше. Одним словом, весь трафик будет стоить по-разному. На мой взгляд, это глупость несусветная.
Саша: Пользователь от этого выиграет или проиграет?
Каша: Мне кажется, что пользователь выиграет, сменив оператора (смеется).
Саша: Билайн-то тоже к этой идеи присоединился и сказал, что тоже будет вводить такое новшество.
Каша: Значит, славься мегафон, который не будет вводить подобные вещи.
Саша: Ты знаешь, что у них уже введен раздельный биллинг?
Каша: Раздельный биллинг не имеет ничего плохого. Он означает, что оператор может посчитать, сколько трафика, куда идет. Таким образом, оператор может вводить какие-то специальные предложения.
Саша: Биллинг – это, кстати, оплата.
Каша: Биллинг – это подсчет, а не оплата. Это подсчет того, на что ты тратишь свое время в сети. Например, у мегафона яндекс.карты бесплатные. Ты можешь использовать яндекс.карты и не платить за передачу трафика.
Саша: Я им никогда не пользовалась, поэтому не знала, что они у них бесплатные.
Каша: Фактически биллинг мегафону нужен для того, чтобы предоставить бесплатную услугу. Говорить, что биллинг – это зло, нельзя. Будут ли эти услуги бесплатные у всех?
Саша: Конечно, не будут. Вопрос не в том, чтобы тебе сделать халявную услугу, а в том, чтобы разграничить, за какие услуги драть больше, а за какие меньше. Действительно нагрузка на сеть больше при заходе на какой-то определенный сайт?
Каша: Давай посмотрим на это по-другому. Например, ты приходишь в магазин покупать воду. Продавец спрашивает у тебя: «А что Вы с ней будете делать?». Ты отвечаешь, что пить.
Саша: Или кашу варить.
Каша: За кашу с тебя возьмут дополнительные деньги. Если чай будешь делать, то меньше заплатишь, а если компот варить, то больше. И так далее.
Саша: Любой оператор приведет тебе другой пример. Ты приходишь в магазин, покупаешь воду и молоко. С какой стати за разные продукты с тебя должны взять одну и ту же цену?
Каша: Это неправильный пример, потому что вода и молоко – совершенно разные продукты. Передача данных между собой никак не отличается. Ты можешь купить 100 Мбайт, можешь купить 1 Мбайт, но это будет один и тот же Мбайт. Он никак не отличается.
Саша: Они и предлагают мерить не Мбайтами, а продуктами.
Каша: Мерить продуктами не получится. Эти продукты не принадлежат операторам. Не они их создали. Я бы понял их подход только в одном случае: ты создаешь некий продукт, добавленную стоимость, ты разрабатываешь технологии Торренто. Это твоя приватная технология, ты хочешь за нее получать деньги. Ни у кого больше ее нет. Тогда, пожалуйста, получай деньги. Это у меня не вызывает неприятия. Оператор имеет право зарабатывать на своей интеллектуальность собственности. Но когда оператор начинает втюхивать чужую услугу под видом того, что им хочется денег, это просто экономия на копейках.
Саша: Когда заходит речь о борьбе с мобильными мошенниками, операторы сразу встают в позу обычного передатчика, говоря, что оператор оказывает только услугу связи между разными абонентами. А что они друг другу передают – не наше дело.
Каша: Мне кажется, что действует двойная мораль. В одном случае они зарабатывают деньги и говорят, что это не их дело. Они пытаются запрессовать пользователей для того, чтобы они платили. При этом я не исключаю возможности того, что операторы в какой-то момент присоединятся к действиям наших правоохранительных органов.
Саша: Они и присоединяются к ним.
Каша: Нет. Я говорю в аспекте того, что те, кто качает информацию с Торренто, создают нагрузку на сеть. Мне кажется, что в какой-то момент их начнут сдавать операторы. Они будут говорить, что этот человек много качает, будут просить проверить его.
Саша: Скоро же введут LTE, будет всё можно.
Каша: Что значит всё можно?
Саша: Можно будет всё качать одновременно.
Каша: Сегодня мы накачали на 600000 рублей правообладателю.
Саша: Просим явиться в суд для вынесения конкретного решения о компенсации вреда (смеется).
Каша: В твоем личном кабинете будет висеть объявление: «Штраф по гражданскому иску составляет 1 миллион рублей». Мне кажется, это бред. Если говорить об операторах, которые пытаются делить трафик, мне кажется, у них ничего не получится. Не приживется в части оплаты.
Саша: Пусть они запустят тестовую версию. Посмотрим. Я не знаю, мне придется платить больше или меньше.
Каша: Звучит ужасно. Запустят тестовую версию. У нас Саша пользуется оператором на три буквы с яйцом.
Саша: Помнишь анекдот про пирожок? Зато он один с яйцами (смеется).
Каша: Да, помню. Я недавно выяснил, что она платит этому оператору 7 рублей за Мегабайт. Разврат какой-то.
Саша: У меня молодежный тариф.
Каша: Развод по-молодежному. Тебе надо купить какие-нибудь пакеты.
Саша: Я просто серьезно не занималась этим вопросом.
Каша: Я тоже не занимался. Я просто купил безлимитный план за 395 рублей в месяц, так что батарейка у меня теперь садится быстро, потому что я постоянно что-то качаю. Зато сейчас я не парюсь о том, что у меня закончатся деньги.
Саша: Я всегда думаю задней частью мозга: «А вдруг в этом месяце мне не понадобится интернет, и я накачаю меньше и переплачу».
Каша: Дорогие слушатели, поднимите, пожалуйста, руки те, кто имеет заднюю часть мозга, которой думает. Мне очень интересно, сколько есть существ на нашей планете, сходных с Сашей.
Саша: У меня ложномозг (смеется). Это дополнительный придаток мозга.
Каша: Я вчера смотрел «Гадкий я». Там были миньончики маленькие. Это слуги. Они глупые и смешные. У них явно был ложномозг. Мы придумали хорошее слово.
Саша: Давай поговорим по делу.
Каша: Мне кажется, что злые операторы считают нас ложномозговыми потребителями их услуг, хотя, с другой стороны, мегафон ввел скайп за 1 или 2 рубля в день. Смешные деньги. Я только приветствую это. Я ездил в Черногорию с Мегафоном, чему очень рад. Кстати, с 1 октября появится Iphone 4. Это страшная тайна. Вы про это не слышали. Мы ждали осенью. Это официальное число, которое подтверждено.
Саша: Кстати, недавно всех сотовых операторов собирал РосКомНадзор. Он хотел от них добиться более целенаправленной борьбы с мошенниками. Дело в том, что Роскомнадзор подсчитал, что увеличилось количество жалоб на мошенников, которые орудуют в сетях операторов. За 4 месяца этого года было больше обращений, чем за весь прошлый год. Самый пик был в феврале, когда люди очухались от новогодних праздников. В июне тоже жалоб было много. Роскомнадзор захотел, чтобы операторы боролись с владельцами коротких номеров, от которых народ и страдает. Боролись тем, чтобы присылали людям сообщение с реальной стоимостью услуги.
Каша: Какие результаты?
Саша: Операторы на словах согласились это делать.
Каша: На самом деле, некоторые операторы ввели такое оповещение. МТС был первым. Они – молодцы. При этом у них сильно упала доходность от смс.
Саша: Смс-то тоже стоит денег.
Каша: С другой стороны, не таких больших денег. На мой взгляд, операторы на этих смс-мошенничествах зарабатывают очень неплохие деньги. То, что ох хотят приструнить, хорошо. Давай переходить к следующей теме.
Саша: Ты знаешь, что у Билайна появилась услуга черно-белых списков в связи с мошенничеством. Теперь можно номера вводить в списки и не получать никаких рассылок от номеров черного списка. При этом можно оставить рассылки от банков, магазинов и так далее. Можно заблокировать ребенку рассылку эротического содержания.
Каша: Я бы ребенку все рассылки заблокировал.
Саша: Такой вариант тоже есть. Можно заблокировать все платные рассылки.
Каша: Замечательно. Я хочу заблокировать все рассылки.
Саша: Давай разберемся с технологией NFC. Прошел слух, что у Nokia все телефоны будут обладать этим NFC.
Каша: Это слух. Неправда.
Саша: Там же приводились аргументы и комментарии Анси Ваньоки.
Каша: Нет. Анси Ваньоки не говорил этого никогда. Он говорил, что ряд моделей получат NFC (Near Field Communication). NFC – чип, который позволяет телефону связываться с соответствующим устройством. Это как магнитные карты, которые мы прикладываем к турникету в метро.
Саша: Это технология передачи данных между электронными устройствами на очень коротком расстоянии, за счет чего экономится энергия. Говорят, что она безопасна.
Каша: Безопасна в каком плане?
Саша: В плане передачи информации: перехватить сложно.
Каша: Перехватить сложно, потому что маленькое расстояние между устройствами. С другой стороны, я бы не волновался о перехвате информации. Основное применение – метрополитен.
Саша: А оплата в магазине, например?
Каша: Давай начнем с метрополитена. Метро показывает 4-5 лет эту технологию. Из года в год журналисты пишут об этом, но ничего не происходит. Каждый раз они говорят, что сейчас точно всё запустят.
Саша: Недавно Мегафон заявил?
Каша: Нет, МТС.
Саша: А в чем суть новости? В том, что можно будет в свои телефоны внедрить чип NFC.
Каша: В прошлом году была выпущена модель со встроенным передатчиком NFC. Метро собиралось их закупать, но в итоге почему-то не закупило.
Саша: Теперь в метро можно будет проходить без карточки, используя свой мобильный телефон. С помощью оператора код карточки будет присылаться на телефоны и пробиваться на турникете.
Каша: Это удобно, но я, например, не совсем понимаю, зачем мне встраивать такую технологию.
Саша: Оказывается, нужно менять свою сим-карту, приобрести специальную сим-карту, которая синхронизирована с платформой мобильной коммерции от МТС. Тебе в телефон должны будут установить специальную внутреннюю антенну, ее можно будет приобрести в специально оборудованных точках на станциях метро. Это всё очень сложно.
Каша: Звучит ужасно. Вопрос в том, насколько хорошо это всё будет работать. У меня ощущение, что это не будет работать так, как описывается. Хотя, технология проста. Почему не появляются NFC-телефоны? Анси Ваньоки говорил, что появятся, но их будет немного. Много лет во всем мире проблемы с тем, чтобы запустить эту технологию. При этом в Азии, Японии, Южной Кореи эта технология работает на «УРА». Почему на «Ура»? Потому что компания «Visa» ввела бесконтактные карты, с помощью которых в магазине можно оплачивать товар. Ты просто подносишь карту к терминалу, считывается информация, ты вводишь код, и ты осуществил нужную тебе операцию. Когда создавалась эта система, Visa вложила сотни миллионов долларов в то, чтобы создать инфраструктуру чтения этих карт.
Саша: В магазинах ставили специальные аппараты для чтения таких карт?
Каша: Да. Необходим специальный платежный терминал, который поддерживает беспроводное соединение.
Саша: Для NFC тоже нужен такой терминал.
Каша: Да. Кто вложился в эти терминалы? Visa. В Европе бесконтактных карт практически нет, потому что нет терминалов. Такие терминалы есть в Азии, Японии. Они создали инфраструктуру, на которую легли мобильные телефоны. При создании бесконтактных мобильных телефонов и средств платежей операторы фактически не вкладывались в терминалы. Visa сделала это для них. В России такие проекты будут очень дорогими. Надо вложиться в те самые терминалы, которые стоят намного дороже, чем пользовательская часть, то есть, антенка, передатчик.
Саша: Это еще малое зло, да?
Каша: Фактически, да. Это очень дорогой проект. Та же Nokia отменила одну модель с NFC, потому что никто ее покупать не захотел.
Саша: Дорого установить чип в телефон.
Каша: Пара евро. Дорого стоит терминал. Его стоимость сравнима с телефоном.
Саша: Если я приобрела телефон с чипом, мне этого недостаточно. Нужна еще какая-то считывалка.
Каша: Это то же самое, что купить ключ, когда у тебя нет замка.
Саша: Как же эта история с Мегафоном тогда? Там же не нужна считывалка. Информация о карточке метро будет записана на этом чипе.
Каша: Считывалка уже есть. Это турникет в метро. Это единственные считывалки, которые существуют в нашей стране. Можно на технологии NFC сделать доступ в какие-то здания. Это еще одно применение. Других применений, как мне кажется, нет.
Саша: Было бы классно, если бы еще что-то похожее появилось. Технология хорошая.
Каша: Зачем она тебе нужна? Ты с телефона за что-то платишь?
Саша: Например, у меня бы вместо карточки для входа на работу, был бы телефон. Вместо карточки в метро, тоже телефон.
Каша: Представляете, человек пошел на работу, забыл дома телефон. На работу не попал.
Саша: Ты часто забываешь телефон?
Каша: Нет, я его не забываю.
Саша: Ну вот видишь.
Каша: А ты часто забываешь телефон?
Саша: Никогда не забывала.
Каша: Везет тебе. И батарейка у тебя никогда не садится?
Саша: Такое редко бывает.
Каша: У меня часто батарейка разряжается.
Саша: Как часто?
Каша: Раз в полдня. Получается, надо иметь с собой два телефона с NFC. Не очень удобно. Надо посмотреть, как будет вводиться данная функция, затем решать. Давай поговорим о сайте Gosuslugi.ru.
Саша: Давай. Если Вы еще не знаете, то в проекте электронного правительства есть сайт Gosuslugi.ru. Он предлагает пользователям различные услуги чиновничьих контор, в которые мы все не любим ходить. Для того чтобы получить полный доступ ко всем услугам и информации, необходимо зарегистрироваться в личном кабинете, как на любом нормальном сайте. Чтобы там зарегистрироваться, надо зайти в кабинет, заполнить бланк, ввести информацию о себе. При этом чтобы получить код активации, нужно подождать, пока тебе этот код пришлют обычным заказным письмом по почте России.
Каша: Я это одобряю.
Саша: Вспомнив все истории с почтовыми проблемами, как-то не хочется полагаться на почту. Говорят, что письма доходят. По Москве и Московской области они приходят через одну-две недели. Зачастую люди сталкиваются с тем, что почтальоны не доносят эти письма конкретно до человека, а просто кладут их в почтовый ящик. Вроде ты пользуешься электронным средством информации, вводишь свои данные в электронном виде и ждешь подтверждения этих данных на бумаге. Глупо как-то. Это не укладывается в голове. Мне объяснили, что почтальон, принося письмо на руки, должен сверить данные письма с данными твоего паспорта. Это дополнительный гарант того, что человек реальный. Но кладут-то эти письма в почтовый ящик.
Каша: Это хороший элемент защиты. А ты чего ждала?
Саша: Я думала, что мне пришлют на электронную почту код активации.
Каша: Хорошо. А если я под видом Саши Павлиновой зарегистрируюсь?
Саша: Как ты введешь данные моего паспорта?
Каша: Найти данные твоего паспорта – не проблема. Ты будешь не защищена. Ты будешь первой кричать о том, что тебя не защитили.
Саша: А чем письмо меня спасет?
Каша: Письмо спасает тем, что оно доставляется на конкретный адрес.
Саша: Если левый человек возьмет из моего почтового ящика это письмо?
Каша: Следующая степень защиты: ты не можешь всё сделать на сайте. Тебе в любом случае придется прийти куда-то со своими документами. Там есть услуги, которые полностью осуществляются через интернет?
Саша: Информацию дают, копии документов.
Каша: Ты заполняешь эти копии, отправляешь их, потом тебя просят прийти и подтвердить свои копии оригиналом, отдать фотографию. Мне кажется, что всё правильно сделано. Тебе облегчают жизнь тем, что тебе не надо никуда идти за этими бланками. Я полностью это одобряю.
Саша: Ты пользовался этим сайтом?
Каша: Нет, не пользовался.
Саша: Теперь будешь пользоваться.
Каша: Надо посмотреть, зарегистрироваться, может, и буду. В других государствах есть такие сайты?
Саша: Не знаю. В Европе, наверное, есть.
Каша: Да, в Европе большую часть документов можно отсылать по интернету. В какой-то европейской стране получение повторного загранпаспорта выглядит, как отправка документов через интернет. Затем ты приходишь и получаешь паспорт. Тебе даже не надо фотографироваться.
Саша: Ничего себе. В проекте электронного правительства будет введена такая схема: будет единая электронная база у всех контор и министерств. Если ты в какое-то из учреждений присылал документы в электронном виде, то эти данные будут общими для всех контор.
Каша: Кстати, налоговая до сих пор принимает отчеты на дискетах 3,5 дюйма. У нас на работе есть отдельный компьютер со специальным дисководом для этих дискет. Больше их писать негде. По почте можно отправить то же самое, но письма они теряют. Отдельная тема того, что там большое количество ограничений: одно можно сделать только в этой программе, другое в другой. Мне это всё не очень понятно. Стандартизация – это хорошо, но почему всё идет с такими боями – не знаю. Мне кажется, что всё надо делать проще и логичней.
Саша: Ты что не знаешь, как у нас всё делается?
Каша: Через какое место, Саша?
Саша: Через ложномозг.
Каша: Я могу сказать, что мы сегодня поставили рекорд. Мы обсудили 4 маленькие темы за 40 минут. Если Вы думаете, что в жару мы будем мучить вас большим количеством информации, то Вы ошибаетесь, потому что нам тоже жарко. Впереди огромный длинный день. Мы с утра собрались, чтобы выложить Вам всё. Хорошего настроения. Удачной рабочей недели. Оставляйте свои вопросы, мы всегда готовы на них ответить. Удачи.
Саша: Всем пока.
Каша: Пока.