Текстовая версия выпуска
Саша: Всем привет. У нас сегодня 33 выпуск подкаста. В студии как всегда мы.
Каша: Подкаст называется «Диджестив», номер действительно такой, как и возраст Христа.
Саша: Ты знаешь, многие мужчины боятся этой даты, потому что в этом возрасте происходят всякие перестройки в организме, депрессняки, типа половина молодости уже прошла.
Каша: Мне кажется, вся молодость впереди. Мне было уже 33.
Саша: А давно тебе было 33?
Каша: Да, море лет прошло.
Саша: Год?
Каша: Даже больше.
Саша: Почти два?
Каша: Да, почти два. У меня уже начинают интересоваться, что мне подарить на День Рождения. Я недавно считал, сколько мне будет лет.
Саша: Спроси у меня, я знаю.
Каша: Я понял, что я уже старый, что молодости осталось 15 лет или 20 – в общем, мало. Сегодня в Диджестиве у нас будет несколько тем, как обычно. Это запуск Windows Phone 7, вторую тему выбрала Саша – это связь для спецслужб. Следующую тему также выбрала Саша, потому что она ездила на Урал, в Екатеринбург.
Саша: Там рассказывали про очередной ребрендинг МТС, про объединение МТС и Комстара, что это даст.
Каша: Как синее яйцо поглощено красным?
Саша: Как красное яйцо съело синее яйцо.
Каша: Samsung отрекается от Symbian – это не новая тема, но мы все равно ее обсудим. Тем, кто меня знает, пусть не кажется, что это пинание медведя Symbian. Nokia снова первая! Эту тему тоже добавил не я. Сегодня я – существо подчиненное, куда меня ведут, туда я иду, о том и говорю. Все темы составлены Сашей.
Саша: Я тебе позволю вставить небольшую отсебятину, если у тебя будет желание.
Каша: «Отсебятина ИнформБюро», - как Radio Grinch любит говорить. Я могу встать, уйти, а ты все темы расскажешь, а я вернусь, как раз поделаю какие-то дела, посижу в интернете, почитаю, что там пишут.
Саша: В Твиттере в смысле? Где ты еще можешь сидеть?
Каша: Везде. Ладно, давай про запуск Windows Phone говорить.
Саша: Да, давай. Стало известно, что Microsoft представит платформу Windows Phone 7 11 октября. Эта презентация пройдет в Нью-Йорке, начнется она в 23 часа по московскому времени, но говорят, что будет представлена не только сама платформа, но и приложения под нее, написанные Microsoft, и несколько смартфонов, которые будут работать на Windows Phone7.
Каша: Мне кажется, что на сегодняшний момент можно говорить об одном: Windows Phone 7 не состоялся, потому что они вложили такое количество денег, при этом в ноябре будут продавать первые аппараты только в Штатах и ряде стран, в России они будут продаваться с сентября 11-ого года в лучшем случае.
Саша: Ты считаешь, что она провалилась в России или в мире в целом?
Каша: В мире. Я не думаю, что в США, как любили говорить в Советском Союзе, будет большой «кипиш» вокруг этой операционной системы. Кому она нужна?
Саша: Они просто очень давно организуют эту движуху, настолько давно, что все устали.
Каша: Во-первых, устали. Во-вторых, с каждым днем всё больше и больше подробностей про Windows Phone7 появляется снаружи. Я хочу сказать, что ребята, которые занимаются ей, расслабились, они юморят, у них хорошее чувство юмора. Кроме юмора их ничто не спасет.
Саша: Ты видел ролик youtub-овский какого-то индийского товарища, который выложил ролик про платформу и заодно засветил некую модель HTC mondrean, которую еще не представляли.
Каша: Да, видел. Она мне не нравится, мне любая модель Windows Phone 7 не нравится по определению.
Саша: То есть, если бы в нее запихнули Андроид, то она тебе нравилась бы больше?
Каша: Нет. Причина очень простая: все производители (HTC, Samsung, LG и ряд других производителей) сделали простой финт ушами. Они взяли старый дизайн своих телефонов и сделали из него Windows Phone 7. Я не считаю за изменение дизайна вогнутую кнопку по центру с логотипом «Microsoft».
Саша: А что за старые модели?
Каша: У Samsung это i8910.
Саша: То есть, Samsung взял свою старую модель и запихнул туда Windows Phone 7?
Каша: Да, потому что Microsoft заплатил деньги за разработку модели крупнейшим производителям. Правда, дал недостаточно денег.
Саша: Единственное, что они сделали – это прифигачили кнопку с логотипом?
Каша: Нет, они там многое поменяли. Если говорить про внешность аппарата, то она скучна. Как и многие люди, я привык к тому, что телефоны внешне интересны: они не только белые, черные и серебристые, они бывают разными. Кстати, HTC Desire HD зачем все эти заплатки приделал на заднюю сторону? Они пытались его сделать интересным внешне, получилось плохо, на мой взгляд. Мне заплаточность напоминает машины с ржавыми листами.
Саша: Зато глазу есть, за что зацепиться, не то, что на «попе» iPod.
Каша: Кстати, я пошел на начало продаж Nokia N8. В четверг я не дошел, в четверг вечером привезли 200 аппаратов, начали продавать на Тверской во Флагманском магазине. Меня Игорь Денисов пригласил туда в Facebook. Если бы других планов не было, я бы сходил, посмотрел. Интересно же пообщаться с Nokia.
Саша: Ты пошел или нет?
Каша: В тот день я не дошел, я сходил утром, пофотографировался с ребятами. Ребята, я помню, что мне надо выслать фотографии, и я их вышлю, просто я действительно не успел добраться до почты, 4 дня я не могу посидеть в почте и разобраться с завалами.
Саша: Всё идет куда-то.
Каша: Да. Постоянно какие-то препятствия у меня на пути возникают. Если говорить про запуск N8, привезли 200 аппаратов черного цвета, во вторник подвезли побольше. С конца октября он появится у всех дистрибьюторов. В очередной раз Nokia напряглась, изменила бизнес-процессы, чтобы быстрее выпустить модель. В целом, всё ожидаемо, средненький аппарат, лучший Симбиан аппарат. Если Вам нравится Симбиан, то лучше, чем N8 ничего нет.
Саша: Как ты запел.
Каша: Средняя камера (12 мегапикселей).
Саша: Не очень всё страшно. По твоим рассказам я думала, что будет страшнее.
Каша: Моя позиция очень простая: я не говорил, что камера в N8 плохая.
Саша: Нормальная камера, нормальные снимки. Мы поняли, что ты так говорил.
Каша: «Идиотам закон не писан», - как говорится.
Саша: В смысле мне?
Каша: В том числе, если ты так понимаешь то, что написано. Написана очень простая штука: хороший модуль камеры испортили тем, что с ним ничего не делали. Камера могла быть потенциально намного лучше. Зачем я делал сравнения с Pixon и другими камерами? Причина очень простая: показать, что эта камера находится примерно на том же уровне. За год практически ничего не изменялось. Камера никак не улучшилась, на смотря на сенсор. Нельзя сказать, что это что-то экстраординарное и новое, поэтому подчеркивать камеру – лишнее. Это выше среднего или среднее.
Саша: Хорошо, молодец. Я хочу рассказать про желание нашего президента создать для спецслужб новую систему устойчивой современной и конфиденциальной мобильной связи.
Каша: Она нужна?
Саша: Такое задание он поставил Совбезу, об этом рассказал секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев. Видимо, речь должна идти о каких-то мобильных телефонах, которые обеспечат ведение переговоров в закрытом режиме из любой страны мира, чтобы разговоры никакими левыми людьми, особенно американскими спецслужбами, не могли перехватываться.
Каша: Мне кажется, это утопия, потому что внутри определенной страны такую сеть можно построить. Говорить о том, что, пользуясь общественными сетями за рубежом, предполагается построить такой аппарат, нельзя. Возможно шифрование.
Саша: А спутниковая связь?
Каша: Только если через наши спутники. Если радиосигнал есть, то его можно перехватывать. Вопрос по-другому надо ставить: перехват технически возможен не только как перехват радиосигнала, но и как прослушивание того, что ты говоришь. Сейчас мы говорим, и в стеклопакете стекла оттого, что идет речь, давление на них, окно колеблется. Есть очень старая технология: лазерным лучом снимали эти колебания и восстанавливали речь, что именно говорят внутри.
Саша: Круто. Это как граммофон, неровности пластинки ведь тоже превращаются в звук.
Каша: Сейчас же у нас Минобороны, ФСБ, ФСО обеспечены какой-то особенной связью. Они обеспечены своей ведомственной связью. Я не знаю, насколько она защищена, я давно не интересовался этими вопросами.
Саша: Кстати, у президента речь шла и о создании соответствующих аппаратов: модных, современных, удобных, а не то, что есть сейчас.
Каша: Я бы не говорил слово «модные».
Саша: Более приспособленные для сегодняшней действительности, потому что то, что есть, является громоздким, неудобным и отставшим. Помнишь, раньше были проекты трубки, которые нужно носить в специальном чемодане.
Каша: Да, я понимаю. Это как и спутниковые телефоны, хотя сегодня спутниковые телефоны тоже стали маленькими. Я бы предпочитал создание на базе серийных моделей. Причина проста: серийная модель не бросается в глаза. Представляешь, если в общественном месте человек достает какой-то необычный телефон, по которому сразу можно выяснить, где он работает и служит.
Саша: Сразу все взглядом цепляются и фотографируют?
Каша: Насчет фотографирования не знаю, но взгляд цепляется.
Саша: Это как-то связано с желанием Минобороны отвоевать сети для 4G?
Каша: Нет, никак не связано, они будут строить свои сети, возможно, они будут использоваться и для такой связи, для передачи данных. Эти проекты не взаимосвязаны.
Саша: Мозаика складывается. Тем более, недавно мы обсуждали, что президенту был представлен некий прототип отечественного устройства.
Каша: Я недавно имел очень длинный разговор, он очень забавный, правда, он не для подкаста. Если бы вы узнали, как это происходило на самом деле, смеха было бы еще больше.
Саша: Они совсем дураки? Они еще большие дураки, чем мы думали?
Каша: Кто-то да, кто-то нет. Я имею в виду, что рекламные компании с участием президента Российской Федерации получают много отзывов (не важно, позитивных или негативных).
Саша: Это пиар.
Каша: Мне кажется, мне надо устроить такой пиар с участием президента.
Саша: Пузиками стукнуться при встрече?
Каша: У него нет пузика, как говорят, хотя в его возрасте пора.
Саша: Он же спортом занимается.
Каша: Он себя просто не бережет, работает целыми днями.
Саша: В смысле пиво не пьет, почки не прочищает?
Каша: Я тоже практически пиво не пью.
Саша: Конечно.
Каша: И где же я пиво пью каждый Божий день?
Саша: Мне-то ты не заливай.
Каша: Да, я заливаюсь пивом каждый день.
Саша: Ладно, не каждый. Ты не считаешь, что все эти пункты по заданию президента: о создании нового типа связи, то, что им дают сети, плюс то, что им разрабатывается телефон – как-то связаны между собой?
Каша: Они будут связаны потом, в данный момент это деятельность разных людей, разных компаний, которые делают нечто общее. Потом они как-нибудь попытаюсь это всё вместе увязать, но пока это спорадически.
Саша: Нет, они уже сейчас всё спланировали, просто тебе об этом не рассказывают, у них долгоиграющие планы.
Каша: Замечательно, пусть они мне не рассказывают, пусть у них будут планы на 20 лет.
Саша: Я уже уловила эту связь, а ты нет.
Каша: Я еще уловил связь с безопасностью страны. В ГЛОНАСС вложили в 5 раз больше средств, чем в систему GPS за всё время.
Саша: Это неправда.
Каша: А сколько вложили? В 5 раз больше, чем в GPS.
Саша: Нет, не может такого быть.
Каша: Не может быть или у тебя есть данные?
Саша: Ты учитывай время, когда вкладывались в GPS и какое время сейчас.
Каша: Да, я могу учесть, что была инфляция, соответственно, эта разница не 5 раз, а раз 15-20, как минимум.
Саша: Ладно. Я хотела еще рассказать про свою поездку в Екатеринбург. Ездили мы с Комстаром и МТС, они рассказывали, как всё будет классно после их объединения. МТС уже купили 75% акций Комстара и планируют довести этот пакет до 100%. Первый раз они показывали свой новый логотип. Я сначала вообще не заметила, что что-то изменилось, потом пригляделась и увидела, что какие-то изменения произошли. В общем, пока не скажут, что что-то изменилось, так и не обратишь внимание. Как вы все помните, яйцо было плоским, сейчас оно немного более выпуклое, ему придали тень.
Каша: Мне кажется. Оно просто сожрало яйцо Комстара, и его раздуло.
Саша: Оно разбухло. «На шаг впереди» - логотип, который должен сопутствовать новому бренду.
Каша: Мне интересно, что произойдет дальше с яйцом? Скорее всего, оно останется красным, может, немного потемнеет.
Саша: Оно будет кого-то есть, пухнуть, в итоге из него должно что-то вылезти.
Каша: Цыпленок?
Саша: Да, какой-то зверь.
Каша: Да, вообще из яиц не только цыплята появляются.
Саша: Может, динозаврик?
Каша: Очень хорошая логика развития бренда «МТС». Наконец-то что-то вылупится из яйца, потом это будет расти, превращаться в какого-то динозавра, потом у него появятся дети. Там богатая концепция.
Саша: Мы будем взрослеть и развиваться вместе.
Каша: Стареть и умирать тоже вместе.
Саша: Это не входит в наши планы.
Каша: Мне уже за 33, как ты помнишь.
Саша: Тебе уже пора подумать о душе.
Каша: Мне пора искать умиральную яму, как мне кажется. В замечательном мультике «Мадагаскар» была умиральная яма, где жираф всё время пытался спрятаться и умереть.
Саша: Так вот, на пресс-конференции я спрашивала, что значит этот скрытый ребрендинг? Директор МТС России сказал, что это символизирует движение вперед, что они, оказывается, более объемные, чем все остальные.
Каша: Когда запускался обновленный бренд МТС, он говорил, что яйцо – символ вечности, что их бренд останется неизменным. Получается, что бренд меняется, символ вечности видоизменяется, пухнет. Обновлять бренд, безусловно, нужно. Как обновлять – большой вопрос.
Саша: Как часто – тоже большой вопрос.
Каша: Я могу привести пример из области сайтов. Как только ты меняешь дизайн на сайте, ты теряешь 30% своей посещаемости.
Саша: Люди любят привычную обстановку?
Каша: Да, люди любят привычную обстановку. Поменяв дизайн, 30% посещаемости как корова языком слизала. С этим ничего не поделать.
Саша: Сколько новых, более современных, продвинутых людей пришло?
Каша: Нисколько. Рост дальше продолжается. Фактически, как правило, ты на этом теряешь один год.
Саша: Когда приходят новые пользователи, они же заценивают тебя по вывеске, согласись?
Каша: Смотря, что они ищут.
Саша: Если им неуютен дизайн, если он неприглядный, то они сваливают.
Каша: Ты хочешь сказать, что тебя очень волнует, какой логотип у твоего оператора связи?
Саша: Как абонент, часто ли я задумывалась, какая у него вывеска?
Каша: Мне кажется, никогда. Тебя интересует, сколько стоит связь и как ей пользоваться. У меня есть в голове какая-то картинка, объемное яйцо на ней нарисовано или нет, меня мало беспокоит. То же самое с дизайном сайта. Если контент интересен, то в большинстве случаев (если говорить про информационный сайт) смена дизайна отталкивает людей в силу непривычности.
Саша: Я давно была на пользовательском сайте Самсунга, где можно играть с модельками, смотреть характеристики, заказывать и так далее. Я давно туда не заходила, потом мне кто-то ссылку прислал, я зашла на него, и мне так понравилось, там так классно. Видимо, они переделали сайт, улучшили его.
Каша: Мне кажется, компания Самсунг сейчас оплатила эту рекламную вставку.
Саша: Не надо мне было говорить, что это сайт Самсунга.
Каша: Они примерно раз в год переделывают сайт.
Саша: Там есть классная связь с соц.сервисами, всё сделано классно. Я не стала особ внедряться, но, окинув взглядом сайт, я увидела, как много возможностей на нем: там можно отослать ссылку на модель другу, посовещаться с ним. Это круто.
Каша: Молодцы!
Саша: Я вполне допускаю, что у всех такое есть. Просто так получилось, что я зашла именно на этот сайт.
Каша: Все производители ломанулись в социальные сети. В этом, наверное, что-то есть. В какой-то мере производители даже хотят стать информационными ресурсами, писать сами про себя обзоры, что они и делают периодически.
Саша: Связь с другими людьми, которые живут в твоих социальных сервисах – общее направление. Представители техники, сайты, рассказывающие о кино, культурных мероприятиях – все должны иметь выход на твоих друзей. Согласись же?
Каша: В какой-то мере да.
Саша: Никуда не выходя, не звоня, не писав отдельно никаких сообщений, прямо со страницы, где ты находишься, ты можешь кинуть ссылку.
Каша: Это все понятно, что ты можешь дать весточку, ссылочку, дать комментарии своим друзьям. Вопрос в том, что многое в какой-то мере идет во вред. Когда ты заходишь на страницу и видишь 20 различных кнопок, это плохо. Это не нужно, как мне кажется. Нет, к сожалению, универсального средства, как это сделать. Всегда есть компромисс: выбрать несколько социальных сетей или одну кнопку для всех социальных сетей, на которую никто кликать не будет, потому что тупо они не увидят той социальной сети, в которой они состоят. Кстати, это огромная проблема.
Саша: Не надо состоять в редких социальных сетях, которые можно исключить.
Каша: Почему в редких? Берем Россию: Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Twitter.
Саша: Эти кнопки везде есть.
Каша: Нет, далеко не везде.
Саша: Хорошо, а что есть везде?
Каша: Как правило, Facebook и Twitter есть везде. За последние полгода по Рунету прокатилась такая волна, которую я одобряю. Кате Скоробогатовой привет, она рулит Facebook в России, она молодец. Они очень активно встроились в большинство сайтов. Везде видишь Like от Facebook. Мне кажется, это интересно. Модель Like и отсутствие Dislike – тоже хорошо, так как заминусовать невозможно.
Саша: Кстати. Ты слышал, корреспондент «Коммерсанта» обвинил «Ведомости» в том, что они проспонсированы Facebook? У них есть кнопочка на сайте, которая ведет не в Like чего-то, ты моментально присоединяешься к сообществу Ведомостей в Facebook.
Каша: Я не знаю этой истории. Хитро обманули кого-то.
Саша: Артур Вельф, кстати.
Каша: Артур докапывается до сути вещей, он молодец. Мне кажется, что обманывать пользователей некрасиво. Мне не нравится, когда моим доверием пользуются и обманывают. Давай пойдем дальше.
Саша: Если вернуться к Комстару, то получается сообщение о том, что до конца 2011 года все бренды группы «Комстар» во всех городах перейдут под бренд МТС. Так что, те, кто сейчас являются абонентами Комстара, готовьтесь к тому, что вы скоро станете абонентами МТС.
Каша: К слову сказать, я являюсь абонентом Комстара. Он стоит у нас на работе.
Саша: Просто есть регионы, в которых нет МТС, но есть Комстар. Им МТС ни к какому боку.
Каша: Смена имен не влияет на качество сервиса, на стоимость услуг и прочие вещи.
Саша: Да, но это перестановка в сознании: у тебя всегда был такой-то оператор, а теперь другой.
Каша: Мне кажется, это не очень влияет.
Саша: Бабушке было бы важно это.
Каша: Бабушка, скорее всего, Комстаром не пользуется.
Саша: Как? Она пересылает данные по мобильному интернету.
Каша: Давай поговорим кратенько про новость.
Саша: Samsung отказался полностью от Symbian. Отрекся, я бы сказала. Даже со своего сайта для разработчиков они удалили весь контент, связанный с операционной системой Symbian.
Каша: I8910 был последним Symbian-продуктом от Samsung. Они сворачивают всю поддержку, Symbian приказал долго жить в исполнении от Самсунга. Раньше SonyEricsson сделал практически то же самое. У них при этом есть продукты, которые продаются на рынке прямо сейчас.
Саша: Дораспродаются.
Каша: Да, но новых продуктов не будет в обозримом будущем. Они ориентируются на Андроид. Мне кажется, что идея правильная. Symbian остался операционной системой одной компании – компании Nokia.
Саша: Она теперь монополист Symbian.
Каша: Она всегда была монополистом. Они создали Symbian, они его развивали, они попытались привлечь под свои флаги других производителей, но привлечь так и не смогли.
Саша: Они же хотели быть особенными.
Каша: Я могу четко сказать, что они, правда, особенные, они не такие, как все. Они очень специальные. Не знаю, в хорошем или плохом смысле, но они действительно необычные.
Саша: В общем, Самсунг теперь будет работать со своей собственной платформой, с Андроид, и на Windows Phone нас что-то ожидает.
Каша: Мы говорили о том, что свернули производство Samsung Wave 1?
Саша: Нет, не говорили.
Каша: Официальное объявление: «Samsung Wave и Galaxy S на неоператорских рынках, где у Самсунга нет контрактов, выходит из продажи примерно с декабря».
Саша: Если Вы хотели купить Wave или Galaxy, советуем поторопиться.
Каша: У Wave есть замена: Wave 2. Он был объявлен в понедельник.
Саша: А у Galaxy S замены нет.
Каша: До марта-апреля не будет.
Саша: Как ты считаешь, почему? Странно снимать с производства аппарат, который пользуется огромным спросом, при этом к этому времени не делать ему замену.
Каша: Я покрутил Wave 2: там новый тип дисплея clear tft. При этом он не сильно уступает Super Amoled, только если углами обзора. На солнце я его еще не крутил, поэтому не знаю, как он будет себя вести. Хохма заключается в другом. До этого я видел подобную настройку на Galaxy Tab, второй раз я увидел ее на Wave 2. Я не уверен, что в коммерческих образцах будет то же самое сохранено.
Саша: Какая настройка?
Каша: В настройках дисплея можно выбрать не просто яркость или работу от датчика автоконтраста, там можно выбрать насыщенность картинки цветами, то есть, есть 10 делений, ты крутишь их туда-сюда, и картинка становится более или менее насыщенной цветами. Для белого и черного цвета можно выбрать насыщенность. Например, можно выбрать, чтобы белый цвет был ярко белым, как снег, или приглушенным, спокойным.
Саша: Это как настройка в каком-то фоторедакторе.
Каша: Фактически да.
Саша: Получается, они сделали замену одновременно Wave и Galaxy, выпустив что-то среднее.
Каша: Не среднее. Понимаешь, оригинальный Wave стоит дешевле, он начинался с 20 тысяч.
Саша: Сколько стоит Wave 2?
Каша: Wave 2 стоит 560 долларов, около 400 евро.
Саша: А на наши?
Каша: В Европе он будет стоить около 16-17 тысяч рублей, у нас около 20-22.
Саша: Он подороже Wave и подешевле Galaxy.
Каша: Значительно дешевле, но это не Galaxy ни в каком виде.
Саша: А потом будет что-нибудь на смену Galaxy?
Каша: Я думаю, что в феврале в Барселоне покажут смену Galaxy.
Саша: То есть, они хотят продержать этот период напряженного ожидания? Или это случайно?
Каша: Нет, я боюсь, что это проблема с Super Amoled, потому что есть операторские контракты. Куда не поступает Galaxy S в продажу? Galaxy S не поступает в продажу на неоператорские рынки. Россия к ним относится. Почему? Потому что не хватает экранов. Куда идут экраны? Экраны идут на операторские модели. Видимо, они хотят поддерживать операторов под Новый год в Европе и Америке, дать им продукты.
Саша: То есть, Galaxy S не будет только у нас?
Каша: Только там, где нет операторов, которые имеют контракты.
Саша: В страны, где происходит работа с операторами, они будут поставляться.
Каша: Я думаю, что спрос огромный, спрос превысил предложение. Им приходится выбирать, и они идут на непопулярную меру: они выкидывают Wave с Super Amoled, выкидывают со свободных рынков Galaxy S, получают контракты с операторами. В рамках этих контрактов они могут продавать не только Galaxy S. Это вопрос торговли. Хочешь получить Galaxy S? Купи у нас то, то и то. Операторы, как правило, договариваются. Для Самсунга в плане сиюминутных продаж и контрактов это очень выгодно, в общем плане мне кажется, это невыгодно, потому что люди под Новый год захотят купить флагман, а его не будет на многих рынках, что странно. Есть обсуждение у нас на форуме того, что Wave только появился, недолго просуществовал, а его уже убирают. Сразу возникает вопрос: «Будут ли поддерживать Баду?». Понятно, что будут, но пользователи начинают сомневаться.
Саша: Вся проблема исходит из нехватки дисплеев Super Amoled?
Каша: Да, совершенно верно.
Саша: Хорошо. Тогда задам встречный вопрос: «Может ли быть такое, что придет какой-то крупный чувак, который захочет у них купить их Super Amoled?». Они же поставляют не только для себя, но и на заказ.
Каша: В октябре открывается фабрика, она и призвана решить эту проблему. Насколько я знаю, вся продукция этой фабрики расписана уже на 2 года вперед. Самсунг считают, что они не смогут удовлетворить спрос в ближайшие пару лет. Везде в мире сейчас существует проблема – хороших экранов очень мало.
Саша: Поэтому все и кинулись делать свои вариации Super Amoled?
Каша: Свои варианты. У Nokia, кстати, экраны неплохие. На E7, С7, E6 стоят очень неплохие. Разница с тем же Super Amoled некатастрофическая. Они проигрывают по яркости, по качеству цветов и прочему не очень сильно. Они очень похожи.
Саша: Нормальному пользователю будет безразлично, это просто хороший дисплей.
Каша: Ровно также, как камера в N8 для человека, который не считает себя фотографом (если учесть, сколько сейчас появилось фотографов), вполне неплохая.
Саша: С доступностью хороших камер появилось большое количество людей, которые считают себя профессиональными фотографами.
Каша: Они знают, что такое ГРИП и много других умных терминов.
Саша: Книги, наверное, почитали соответствующие, как только им их подарили.
Каша: Мне кажется, что про глубину резкости нормально знают мало людей.
Саша: Может быть, это ненужно знать, ты просто знаешь, куда нажать, чтобы стало лучше.
Каша: Совершенно верно. Камера в телефоне, на мой взгляд, исключительно непрофессиональная, как мы выяснили, нужна для того чтобы достать камеру, нажать на кнопку и не заморачиваться с настройками. Это не фотоаппарат! Камера в телефоне нужна для того чтобы на автомате получать хорошие снимки. Изначально предназначение таково: достал, сфотографировал, пошел дальше. Я так использую камеру.
Саша: Возвращаясь к нашей Nokia, ты знаешь, что по результатам третьего квартала она вернула себе первое место по продажам мобильников в России, обогнав Самсунг, который во втором квартале выбился вперед. Он же не первый раз выбился вперед?
Каша: Нет, они конкурируют очень давно. Надо отметить, что при перетягивании каната Nokia выглядит как пьяный матрос, которого от борта к борту носит и качает. Самсунг же уверенно увеличивает долю.
Саша: Судя по графикам, Самсунг в каждом квартале понемногу прибавляет свою долю. Засчет Nokia он ее прибавляет или засчет других?
Каша: И засчет Nokia, и засчет других. Например, SonyEricsson тоже мотает, но амплитуда этих мотаний значительно меньше. Сейчас у них около 4%.
Саша: Они на четвертом месте, а на третьем LG.
Каша: 4% рынка – это вообще ничто. Есть 3 главных игрока, остальные же сливают воду. В SonyEricsson сейчас придумали очень хорошую развлекуху. Раньше как они строили отчеты? Есть рыночные сегменты. Они говорили, в каком сегменте и сколько они занимают. Сейчас проблема в том, что они нигде ничего не занимают, и они выбрали один сегмент. Они посчитали, сколько у них есть продаж Андроид-телефонов в сегменте от 15000 до 15500 рублей, и сказали, что в этом сегменте они занимают 20% рынка. Мне кажется, если взять сегмент 15001 рубля, то они могут занять в нем 100%. Это будет хорошим достижением. Долгими усилиями ребята добились своего. Они прикладывали много усилий, они старались максимально разрушить марку, сейчас им это удалось. В сентябре пошли последние отгрузки телефонов, которые снимаются с производства. В частности, это С510 и ряд других недорогих моделей. После этого у них нет замены этих аппаратов. W20 Zylo мне нравится, как walkman-аппарат. Он стоит от 6 до 7 тысяч рублей. Скоро появится обзор этого телефона. Проблема заключается в том, что его практически не покупают. Независимая розница в большинстве своем SonyEricsson не покупает и продавать не хочет. На Урале одна компьютерная сеть представителя SonyEricsson выгнала и сказала: «Если появится, гнать за шею». Объем продаж SonyEricsson упадет в силу того, что у них нет дешевых моделей, и они не появляются. Если говорить о продажах в рамках 1,5-2% рынка, которые компания в итоге займет, то она будет приносить какую-то прибыль.
Саша: Nokia, как раз, за счет бюджетных, дешевых и самых простых моделей телефонов и держит свою долю.
Каша: Проиграли Samsung, Nokia решили влить в рынок модели по 600-700 рублей. Это клапан, который регулируется очень просто.
Саша: Да, мы же говорим о рейтинге по количеству продаж телефонов, а не по деньгам.
Каша: В денежном выражении Samsung бьет SonyEricsson с огромным отрывом (15-20%).
Саша: Это хорошее уточнение.
Каша: По количеству зарабатываемых денег Samsung №1 довольно давно, при этом у Samsung нет задачи обрушить рынок для себя, то есть продавать в 0, минус. LG многими моделями торгует в легкий минус для того, чтобы захватить долю рынка. Сейчас их доля около 15%, к концу года будет 20. Проблема заключается в том, что у LG тоже не хватает производственных мощностей, они не могут производить достаточное количество телефонов. Представь ситуацию: смогли бы они сейчас поставить полмиллиона телефонов на российский рынок, они бы продались (Cookie, Cookie Light)
Саша: Да, они бы продались, это популярные модельки. Почему не хватает сил?
Каша: Потому что никто не ожидал, что сентябрь-октябрь будут такими хорошими, никто не ожидал, что дефицит будет у всех.
Саша: А потенциал-то был?
Каша: Как измеряется потенциал? Он измеряется на этапе планирования. Ты за полгода-год планируешь производство, закупаешь комплектующие. Если ты увидел недостаток производства, ты не можешь прийти и сказать поставщику: «Дорогой друг! Отвесь нам еще 100 тысяч дисплеев». Это работает не так, он сможет эти дисплеи поставить только в январе, и не факт, что в январе спрос останется таким же. Есть сезонные уменьшения, поэтому сейчас все играют в игру так: в январе планируется увеличить на 20% производство, они надеются, что все дисплеи пригодятся (условно говоря). Они рассчитывают на то, что затоварки не будет. В моем представлении затоварки не будет, и в январе ситуация ухудшится. Получится, что они произвели больше, но этого все равно будет недостаточно по сравнению со спросом. По Мотороле ситуация ужасающая.
Саша: Надо рассказать про Моторолу в России. Что происходит?
Каша: С ними всё нормально: они удовлетворяют американский рынок, все другие рынки идут по остаточному принципу. Остается оборудование, они его и продают.
Саша: Они не хотят нас удовлетворять. Почему?
Каша: В октябре в МТС появляется Quench XT5. Это хорошая модель, мне она очень нравится. Стоить она будет 10500 рублей.
Саша: Motorola Quench – аппарат, который показывали в Барселоне в феврале?
Каша: По-моему, да. Это моноблок, 5-мегапиксельная камера, достаточно большой дисплей. Аналогов в этой ценовой категории на Андроиде у него нет. Его создавали как конкурента Wildfire.
Саша: Но опять опоздали?
Каша: Почему опоздали?
Саша: Он продается уже 2 месяца.
Каша: Но он стоит сейчас 12-13 тысяч рублей, этот же стоит 10,5 тысяч – разница ощутимая.
Саша: К этому времени Wildfire подешевеет.
Каша: К какому времени? XT5 уже сейчас продается.
Саша: Надо, значит, по HTC цену снижать.
Каша: Я думаю, им нет смысла на Wildfire снижать цену, он и так будет продаваться. Модель относительно разрекламированная, люди ее покупают. На мой взгляд, это неплохая альтернатива.
Саша: Сколько сейчас новых моделей от Моторолы?
Каша: Новые модели от Моторолы появилось в продаже?
Саша: Да.
Каша: 3 или 4.
Саша: Они тихо приходят, тихо продаются.
Каша: Да, потому что там нет объемов. Объем продаж Моторолы мизерный. SonyEricsson стремится к тому же. Зарабатывают копеечку и хорошо.
Саша: На какие основные рынки рассчитывает SonyEricsson?
Каша: SonyEricsson бьется в Европе, бьется за операторов, в Японии у SonyEricsson дела идут относительно неплохо.
Саша: Мы по остаточному принципу?
Каша: Фактически да. Если говорить про SonyEricsson, они готовы поставлять всё не по остаточному принципу, но в силу того, что представительство, мягко говоря, не понимает, на каком рынке они работают, где живут, оно планомерно теряет свою долю рынка.
Саша: Мне кажется, что Россия – это благоприятный рынок, с него можно давить деньги и давить. Почему они этого не делают?
Каша: Да, раньше они это и делали. Они это делали, когда были другие люди, сейчас они делать этого не умеют, потому что они тупо не умеют договариваться. Я сейчас говорю про общение с дистрибьюторами, потому что, когда люди гнут пальцы и плечами открывают двери, это плохо. Пора со сказками расстаться! При этом ржачь стоит на рынке неумолкаемый.
Саша: А дистрибьюторы говорят: «Простите, а кто это?»
Каша: Это выгладит как нищий, который ходит, побирается, говорит: «Купите у нас, пожалуйста, немного этих телефонов». Объемы продаж дошли до 100-150 штук. Крупные федеральные сети покупают по 100-150 недорогих аппаратов.
Саша: Этого хватит на один магазин в регионе.
Каша: Это одна модель. Они продают их очень долго. В этом-то и проблема.
Саша: Спроса нет.
Каша: Да, спроса нет. Спрос не может сформироваться на пустом месте.
Саша: Реклама на их флагманские телефоны идет хорошая: в метро, по телевизору, в кино.
Каша: Помнишь их флагман X10? Ты про него что-нибудь слышишь сейчас?
Саша: Нет.
Каша: 2 месяца прошло, реклама прошла, про него и забыли. Работает он по-прежнему на Андроид 1,6. Где-нибудь в ноябре, возможно, его обновят на 2.1.
Саша: Реклама еще висит.
Каша: Где-то, может, и висит. X10 мини точно есть, а X10 я не видел.
Саша: В кино показывают.
Каша: Большой аппарат сейчас не рекламируют, у него продаж нет. Люди, которые его купили, сейчас сидят и ждут 2.1. Тот, кто не умел быстро обновлять софт, тот так и не научился, не смотря на все свои обещания. 15 октября SonyEricsson объявляют результаты. Могу сразу сказать, что они будут позитивными.
Саша: Да?
Каша: Они наверняка потеряют долю рынка, но в деньгах начнут зарабатывать. Может, и долю рынка не потеряют, но в деньгах покажут явный плюс. Для компании это позитив. Теперь от этого позитива надо бы оттолкнутся и делать продукты, но непонятно, получится у них это или нет. Пока дна падения они не достигли, если говорить о рыночной доле, но тренд идет в низ. Моторола же достигла дна и идет вверх. Они начинают восстанавливаться. Вопрос в том, насколько они смогут восстановиться. Nokia цепляется за верх горы, но пальцы кровоточат, и они начинают сползать в пропасть.
Саша: И падать им долго с верхушки.
Каша: Самсунг плавненько в эту горку идет. Когда Nokia вниз будет лететь, они отойдут, посторонятся, чтобы пропустить их.
Саша: Да, пока такие тенденции заметны.
Каша: Рынок стал, с одной стороны, предсказуемым, с другой стороны, неинтересным в силу своей предсказуемости. Очень большие расчеты на Meego в Nokia, его сейчас пытаются допилить быстрее и выбросить на рынок. Сейчас ключевая позиция Nokia: скорость – это наше всё. Если мы будем успевать всё делать, то мы всех победим.
Саша: Если они будут делать всё вовремя, то это, конечно, плюс.
Каша: С одной стороны, да, но есть русская пословица «Поспешишь, людей насмешишь». Мне кажется, спешить тут не стоит.
Саша: Есть вероятность, что пословица может стать русско-финской.
Каша: Я думаю, горячие финские парни скоро ощутят ее на себе. Очень много последствий принятых решений за 2 месяца, будет интересно смотреть. N8, кстати, будет продаваться как самый лучший продукт.С7 будет продаваться значительно хуже в силу того, что ценник на него выставят всего на 2-2,5 тысячи рублей ниже.
Саша: Все будут брать флагман.
Каша: Это логично, потому что в С7 неавтофокусная камера, неметаллический корпус, N8 выигрывает всем. Экран сравним, хотя С7 мне нравится намного больше.
Саша: Мы рассказали вам о том, что сейчас творится. Мы прощаемся с вами на недельку. Каша в это время поедет в Швецию, поглядит, что происходит.
Каша: К сожалению, в Самаре отменили концерт группы Space, а я так хотел послушать музыку своей молодости.
Саша: Мы посмотрим, что происходит в Самаре, всё вам расскажем в следующем выпуске.
Каша: Хорошего вам настроения! Надеюсь, оно будет солнечным и лучезарным.
Саша: Как и погода сейчас за окном.
Каша: Да. Делайте хорошие дела, вам это зачтется! Удачи! Пока!
Саша: Пока-пока!