Саша: Привет. Сегодня 20 выпуск подкаста «Диджестив». Мы сегодня пригласим в студию неожиданного гостя.
Каша: Этот неожиданный гость, наверное, я.
Саша: Зачем ты влезаешь, когда ты еще не объявлен?
Каша: Вот так всегда. Пригласи тумбочку лучше.
Саша: Сегодня мы продолжим тему IPhone и его проблем, затем мы плавно перекинемся на проект Microsoft KIN, который благополучно завершил свою жизнь по решению компании Microsoft.
Каша: Не совсем завершил, но его земные дни сочтены.
Саша: Это разве не одно и то же?
Каша: Нет, он же еще продается где-то. Еще мы поговорим про Facebook в России, что это такое и кому он нужен, Symbianguru. Ты знаешь, что такое Facebook?
Саша: Да, мы поднимали эту тему несколько раз в наших подкастах.
Каша: Мы ее поднимали, но, Во-первых, армия слушателей подкаста «Диджестив» растет: не все успели прослушать старые подкасты. Во-вторых, я для себя открыл много нового в Facebook. Поговорим про Ansi и его очередное заявление, что Nokia в состоянии войны и что она собирается атаковать.
Саша: Еще мне хотелось бы обсудить тему ценообразования в роуминге у нас и в Европе.
Каша: Мы это обсудим. Я скоро уезжаю в командировку, поэтому для меня этот вопрос особенно важен. Хочется узнать, сколько с меня сдерут за него в Европе. Давайте обсуждать темы по порядку. Начнем с IPhone 4. Прошла всего лишь неделя, а произошло уже столько событий.
Саша: Мы остановились на том, что IPhone поступил в продажу, его даже везут к нам за бешеные деньги.
Каша: Да, его даже привезли к некоторым людям. Закончилось дело очень просто: в Америке 3 коллективных иска. Коллективный иск – это когда кто-то подает иск, а другие люди к нему позже могут присоединиться. В России коллективные иски, насколько я знаю, не присутствуют.
Саша: Коллективный иск – присутствие юридического лица или какой-то конторы, которая собирает страдальцев, которые испытывают проблемы.
Каша: Исков уже несколько. Когда я жил в Штатах, меня поразило до глубины души объявление в местной газете: «Люди, пострадавшие от такого-то комбайна, обратитесь в такую-то юридическую контору». Тогда люди подали иск, искали пострадавших людей для того, чтобы максимальная сумма возмещения по иску, была больше. Когда иск идет от двух-трех человек, это одно, когда коллективный иск поддерживают десятки тысяч человек, это совершенно другая история.
Саша: Массовые иски более весомы для суда, нежели личные?
Каша: Коллективные иски от большого круга лиц к определенным ответчикам более значимы для суда, чем иски от частных лиц.
Саша: С IPhone есть и личные гражданские иски, и массовые.
Каша: Все иски коллективные.
Саша: В Федеральном Суде штата Мэриленд, например, находится несколько частных исков.
Каша: Это всё равно коллективный иск, поданный от частных лиц.
Саша: Они же лично ходили в суд без участия какой-то конторы.
Каша: Ну и что? Частные лица просто присоединялись к коллективному иску.
Саша: Призыва от них не было. Они сами подали иск.
Каша: Саша, ты не права. Коллективный иск отличается тем, что присоединиться может любой. Класс иска – коллективный.
Саша: Значит, 2 гражданина – это уже коллектив?
Каша: Да. Даже один гражданин может подать коллективный иск. У него просто нет средств найти других людей.
Саша: Понятно.
Каша: Он просто думает, что к нему присоединятся потом. Если говорить о перспективе этих коллективных исков, то она не очень понятна. Другое дело, что Apple отреагировала на них очень забавно: появилось не официальное утверждение, а письмо к пользователям IPhone 4. Письмо появилось на сайте Apple в пиар-разделе. В нем многое говорится о том, что они очень удивлены тем, что многие жалуются на прием, что у них такой классный продукт. В сети эту проблему обозвали «смертельной хваткой». Проблема характерна для tft в России. В других странах, где не используются эти частоты, такой проблемы практически нет. Моё мнение, что это проблема аппаратная. Что предложил Apple? Apple долго рассусоливал в этом письме, что они долго исследовали проблему и вдруг оказалось, что они неправильно посчитали алгоритм расчета уровня сигнала сети.
Саша: В этом аппарате система подсчета палок оказалась неверной: на две палки больше она приписывает, чем есть на самом деле. Apple предложила решение проблемы: будет софтовое решение, которое будет подсчитывать на две палки меньше. Это должно решить данную проблему.
Каша: Проблему сети это не решит. Это решит проблему индикации.
Саша: Они-то говорят, что проблемы с сетями нет, что телефон ловит нормально.
Каша: А ты в это веришь?
Саша: Нет, конечно. Просто понимаешь, компания предлагает решение.
Каша: Мне нравится в этом решении то, что первые три бесплатные палки они сделали тоньше и длиннее, чтобы люди видели, сколько у них палок на экране – уровень индикации. Объясните мне, глупому, одно: если у вас неверный алгоритм расчета палок на экране, то, как применение чехла защиты или бампера может повлиять на него. Мне кажется, что никак. Так почему, когда Вы надеваете бампер, эта проблема исчезает? Ответь мне на этот вопрос.
Саша: Не вяжется как-то.
Каша: Нестыковка. Никто почему-то у Applle этого не спросил. У тебя есть варианты, почему никто не задал этот вопрос?
Саша: Потому что в аппарате есть специальный Soft, который распознает наличие бампера на корпусе, и он сразу начинает считать правильное количество палок.
Каша: Мне кажется, что он сразу распознает немытые руки (смеется). Тогда он перестает работать. Ты знаешь, в Твиттере уже такое количество хохм появилось. Одна хохма про техноблоги и Apple мне очень понравилась. Apple с IPhone 4 рассматривается как ситуация, когда мужчина лежит с проституткой в постели и говорит: «Что-то у меня сегодня не выходит никак. Антенна не работает». Техноблоги говорят: «Apple, не переживай. С каждым бывает». Мне кажется, что у Apple слишком много пиара, который сыграл против него.
Саша: Да, мне тоже так кажется. Так можно было бы сказать: «Бедная Apple». С этими исками компания не перестает привлекать к себе внимание.
Каша: В плане пиара всё хорошо: продукт продается, дефицит сохраняется. Сейчас даже говорят о том, что в конце сентября вряд ли появится IPhone в России, потому что наблюдается слишком большой спрос.
Саша: Не успеют наштамповать для нас.
Каша: Да, но Iped появится точно. Кстати, в конце августа в России появляется IPhone 3G S по цене 19990 рублей. Слушай, а на тебя цена такая действует? Например, ты приходишь в магазин и видишь цену не 100, а 99 рублей.
Саша: Нет. Я сразу округляю. Мозгу привычнее думать крупными суммами. Наверное, это где-то воздействует, потому что распространилась за последние несколько лет такая тенденция. Разумный человек сразу понимает, что отдаст 20 тысяч, но пиарщики подчеркивают, что человек заплатит не 20, а меньше.
Каша: Я написал у себя в ЖЖ, как раз, про какую-то такую цену. Я тоже округлил её, как и ты. Мне пиарщик сразу написал в Facebook сообщение о том, что я ошибся.
Саша: Ты обманул людей.
Каша: Слушай, а что можно купить на 10 рублей сегодня?
Саша: Пуговицу.
Каша: Даже мороженое нельзя купить, наверное.
Саша: Да, нельзя.
Каша: 10 рублей – не те деньги, которые можно сэкономить, покупая товар за 20 тысяч.
Саша: Показательная история: если по улице летит 10 рублей и падает прямо у ног, то мало кто предпримет усилия, чтобы нагнуться и поднять бумажку в 10 рублей.
Каша: Саша живет в каком-то богатом городе. Монетки люди не поднимают. Я недавно наблюдал картину, которая меня выбесила. Старушка-попрошайка просила милостыню в центре Москвы. У нее было лукошко, в которое люди кидали деньги. Когда бабушка собрала деньги, она куда-то пошла, остановилась у мусорки и начала разбирать деньги. У нее было много 10, 50 – копеечных монеток. Рублей на 20, наверное. Она их выкинула прямо у этой мусорки. То есть, ей эта мелочь не нужна. Я был возмущен. Тебе люди подают, а ты эти деньги выбрасываешь. Некрасиво.
Саша: Мне кажется, что люди удивлялись в глубине души, просто не показывали виду. Ты же тоже виду не показал.
Каша: У меня, к сожалению, не было фотоаппарата с собой, а телефон сел. Я был неприятно поражен тем, что человек так поступает. Именно поэтому, я многим попрошайкам денег не даю. Давай вернемся к IPhone 3G 8 Гбайт за 19990 рублей. Хорошее предложение или нет?
Саша: Да, нормальное.
Каша: Мне написали в Твиттере: «Как Вы можете считать это хорошим предложением для устаревшей модели?». Ты считаешь IPhone 3G устаревшей моделью?
Саша: Нет.
Каша: Я тоже так не считаю. Это Apple всё-такие. Мне кажется, что многие поведутся на эту цену. Это, конечно, не хит всех времен и народов, но всё же.
Саша: Если отталкиваться от картины рынка, то это хорошее предложение. Если от линейки IPhone, то для поклонника Apple, конечно, это не лучшее предложение. Интересно, как будет решаться вопрос при появлении IPhone 4 в России. 3 G S еще не продадут. Цена будет примерно одинаковой.
Каша: 3 G S 8 Гбайт будет продаваться за 20 тысяч, 3 G S 16 Гбайт будет стоить 23-24. 4 будет стоить около 30.
Саша: И что делать?
Каша: Кому?
Саша: Если эти модели будут практически по одинаковой цене, никто не будет 3G S покупать.
Каша: Почему? За 20 тысяч будут. 16 Гбайт не так много, остатки будут потихоньку распродаваться.
Саша: Я думаю, что не распродадут все 3G S.
Каша: Распродадут. Его не так много осталось.
Саша: А что будут с нераспроданными делать?
Каша: Их будут продавать до бесконечности.
Саша: Как HTC max?
Каша: Да, их до сих пор продают. Сейчас он стоит около 20 тысяч.
Саша: Давай перейдем к истории с Microsoft KIN. Поступила информация о том, что компания отказывается от проекта KIN. Развивать его они не будут, а те 2 модели KIN, которые есть сейчас, будут дальше продаваться.
Каша: KIN 1 и KIN 2 будут продаваться в Америке, как и раньше, но были слухи о том, что продали их за 2 недели всего лишь 500. Причина в том, что это молодежные аппараты, на которых нельзя ставить свои программы. На нем включили тарифный план: 30 долларов в месяц. По-моему, для молодежи это слишком круто.
Саша: Не знаю, я же не являюсь представителем американской молодежи.
Каша: Если бы тебе предложили, как российской молодежи, платить 1000 рублей в месяц, ты бы согласилась?
Саша: Дорого.
Каша: Американская молодежь посчитала так же. Проект свернули: сказали, что в Европе KIN не будет.
Саша: Его не будет нигде, кроме Америки. То, что выпущено, распродадут.
Каша: Про МТС я хотел поговорить в связи с нашей следующей темой про Facebook. Приехал из Facebook Анри Муссиньяк, который отвечает за мобильное развитие Facebook: клиенты, мобильные версии. В Facebook сегодня 300 миллионов человек по всему миру. В России он очень активно растет. Facebook устроила конференцию с компанией Билайн Вымпелком. Билайн, первые в России, запускают бесплатный Facebook на мобильном телефоне. Сидим мы на конференции, спрашиваем Анри Муссиньяк о том, кто еще кроме Билайна запустят эту услугу в России. Он ответил, что идут переговоры и что он пока не может сказать, кто это будет. Буквально через 2 минуты МТС выпускает пресс-релиз, в котором говорит, что у них тоже будет бесплатный доступ. Мне ребята сказали в тот же день, что МТС выпустил этот пресс-релиз, еще не имея договора с Facebook, для того, чтобы успеть вместе с Билайном.
Саша: Пользователям всё равно, есть у них договор с Facebook сейчас или он будет в ближайшее время. Просто они получили информацию быстрее, чем Вымпелком.
Каша: Нет. Вымпелком первый опубликовал.
Саша: Хорошо. МТС почти что первый.
Каша: МТС – почти что первые (смеется).
Саша: Мы можем возмущаться, а простому человеку все равно. Мне кажется, что пиарщики поступили правильно.
Каша: Господа МТС, мы только что нарыли Вам золотую жилу. Следующий Ваш рекламный посыл: МТС – почти что первые. Не говорите, что вы вторые.
Саша: Это надо говорить не только пиарщикам МТС, а всем пиарщикам.
Каша: Представляешь, компании, которые занимают 2, 3 и так далее места могут так же говорить, что они почти первые.
Саша: Если есть договоренность о заключении контракта, то ты можешь сообщить, что контракт уже есть.
Каша: Давай я выпущу пресс-релиз, что я практически договорился с Apple о покупке их компании.
Саша: Если ты договорился, и ты уверен в том, что это случится, то почему бы тебе не заявить об этом заранее?
Каша: Существует бизнес-этика.
Саша: Существует пиар.
Каша: То есть, пиар важнее, чем бизнес-этика?
Саша: Порой да.
Каша: Давай поговорим о самой услуге Facebook. У них есть текстовая версия по адресу
ссылка где всё бесплатно. Вы заходите с телефона и ничего не платите за передачу данных. Если Вы переходите по внешней ссылке, то за это придется платить. Оператору это выгодно, потому что появляются абоненты, которые будут пользоваться этой услугой. Вообще слово «бесплатно» многих заманивает.
Саша: Человек заманивается, потому что думает, что просто посмотрит, о чем люди пишут, а по внешним ссылками переходить не будет.
Каша: А дальше пишут, что по какой-то ссылке кого-то показывают голышом, и большинство людей будут заходить по этим ссылкам.
Саша: Да, люди будут гулять по интернету так же, как и на своем компьютере или ноутбуке.
Каша: Да, но Facebook предупреждает, что ты покидаешь бесплатную зону и что дальше придется платить.
Саша: Это хорошо. Но когда тебе хочется перейти по какой-то ссылке, тебе уже все равно, платно это или нет.
Каша: На прошлой неделе в Московской области в Билайне появился безлимитный передатчик данных за 395 рублей в месяц. Я себе подключил. Подключение, правда, стоит 150 рублей. Сейчас я вообще не считаю, сколько данных я получаю.
Саша: Я тоже хочу подключиться. А ты с лимиткой тратил больше?
Каша: Да, с лимиткой я тратил около 1000 рублей. Для меня это очень выгодное предложение.
Саша: У МТС пока такого предложения нет, но я думаю, что в июле они ведут тариф такого плана, как и Мегафон.
Каша: Мегафон, кстати, тоже сейчас договаривается с Facebook.
Саша: В июле тоже запустятся. Все три оператора предоставят такую услугу.
Каша: В МТС сейчас настроение: ни шагу родной земли Мегафону, любыми услугами мы передачу данных под себя подомнем. Мне кажется, это хорошо, потому что мы получаем конкуренцию. МТС начал в некоторых регионах чуть ли не бесплатно раздавать USB-модемы. Мне кажется, что такая конкуренция хороша.
Саша: Когда что-то бесплатно раздают, это всегда приятно.
Каша: Что у нас из тем, кроме Facebook?
Саша: Еще мы хотели с тобой обсудить роуминг. Хотя давай вначале поговорим о Symbianguru.
Каша: Представь себе компанию, которую холит и лелеет журналист. Его приглашают на международные слеты Nokia. Я с ним там и познакомился. Он пишет про Nokia и только про нее. Последний год в нем нарастает некое раздражение. Nokia N97 не работает.
Саша: Он не перестает писать про Nokia.
Каша: Но, тем не менее, раздражение растет, а Nokia этого не замечает. В итоге, Рики пишет огромный пост о том, что он закрывает Symbianguru, потому что они сами не пользуются своими сервисами и услугами, хотят, чтобы мы пользовались, и он сказал, что уходит на Android.
Саша: Symbianguru – это портал, на котором всё оформлялось.
Каша: Да. Его партнерша по порталу из другой страны пишет, что она тоже уходит. Сайт закрывается. Сайт не является лидером. Отклик получился намного большим, чем сайт. Если бы N-Gage сказал, что он больше не будет писать про Nokia, тогда волна пошла бы такой же.
Саша: Просто блоги подхватили и понесли обсуждать эту тему.
Каша: Да. Суть-то вопроса в том, что преданный поклонник Nokia говорит, что у них не всё в порядке. Это показатель общих настроений. «All About Symbian» Стив Личфилд что сейчас делает, ты знаешь?
Саша: Про Android пишет?
Каша: Да. Причем всё больше и больше. Раньше он писал только про Symbian, чувствует Стив, куда ветер дует.
Саша: Nokia как-то ответила ему на его обращение?
Каша: Она ответила очень просто в виде того, что им вообщем-то наплевать, что происходит с их поклонниками. Единственный человек, который показал всю степень истерики внутри Nokia и что им это небезразлично – это Анси Ваньоки, вице-президент компании. С первого июля он вступил в должность руководителя подразделения «Mobile services». Анси написал в официальном блоге о том, что скоро Nokia всё отвоюет и вернет поддержку таких людей, как Рики. Мне кажется, что в позапрошлом году в Барселоне Анси со сцены активно говорил, что Nokia вернет к себе всё.
Саша: За два года ничего не изменилось.
Каша: Да. Ты знаешь, меня больше всего расстраивает то, что в Nokia разрушены бизнес-процессы, как класс коммуникации внутри компании. Помнишь, неделю назад пиар-специалист Nokia заявил, что Nokia N8 – последний аппарат на Symbian в n-серии. Анси затем сказал, что будущие продукты комментировать не должен, но что в N-серии еще будут продукты на Symbian 4. Предыдущие были на Symbian 3. У меня складывается впечатление, что либо они Symbian 4 не считают Symbian, что глупо, либо они сами не поняли, что говорить и что делать.
Саша: И что у них будет (смеется).
Каша: Это два шага вперед, четыре шага назад.
Саша: Symbian 3 получили, можно ли рассчитывать, что через 1,5 года будет использоваться Symbian 4?
Каша: Он будет использоваться в начале следующего года.
Саша: Да?
Каша: Конечно. Symbian 4 намного лучше и интереснее, чем Symbian 3. Тем, кто купят Nokia n8 без обновления на 4, не повезет, потому что Nokia им скажет, что они покупали аппарат с известными характеристиками, никто им Symbian 4 не обещал. Интерфейс старый вас устраивал, когда вы его покупали. Некрасиво получится.
Саша: A Meego?
Каша: Meego – это отдельная ветка развития. Android подавит их и количеством, и разнообразием.
Саша: Meego-ветка и Symbian будет иметь право на существование, как один из вариантов?
Каша: Да, конечно. Они оба будут существовать. У меня возникают сомнения в том, что у них всё будет так хорошо и что они отвоюют всё обратно. Это просто «горячие» финские парни, которые собирается на войну несколько лет (смеется).
Саша: Да, так оно и есть. По-фински. Что сыграло тормозящим фактором? Закрытость платформы?
Каша: Они утверждают, что она открытая. Тормозящий фактор один. Это нерасторопность Nokia и неспособность наладить бизнес-процессы.
Саша: Android своим количеством и массовостью задавили за счет того, что платформа была простой и открытой?
Каша: За счет того, что Google умеет работать с разработчиками и привлекает их. Почему так много программ появилось для Android? Потому что разработчикам интересно писать. Сейчас Nokia считает, что раз они разработали qt – средство разработки, то все кинутся разрабатывать для Nokia. В этом есть сомнения. То, что они не разрабатывали раньше – вопрос не инструмента, а желания. Мы не хороним Symbian, мы их сдвигаем с макушки рынка. Ладно, давай закончим с Nokia. Бог отвернулся от этой компании. Интересно, кого они будут приносить в жертвы? Android?
Саша: Нет, кого-нибудь из своих топов (смеется). Ладно, я хочу поговорить еще об одной новости. С 1 июля в ЕС опять снижен цены на внутриевропейский роуминг.
Каша: Если Вы – европеец и живете в Европейском Союзе, то путешествуя из Франции в Бельгию, Вы будете платить еще меньше. Примерно столько же, сколько мы в России платим при путешествии по разным городам России.
Саша: Как Еврокомиссия заботится о своих гражданах! При этом Еврокомиссия никак не может повлиять на межоператорские отношения: на отношения между европейскими и неевропейскими операторами.
Каша: Им на это и не надо влиять. Им всё равно на то, что происходит вне Европы.
Саша: Согласна. Вопрос в том, что, когда внутри Европы снижаются цены на роуминг, операторы пугаются от того, что они могут что-то потерять из-за этого, и пытаются отыграть падение дохода за счет повышения цен для неевропейских операторов.
Каша: Когда Еврокомиссия снизила цены на роуминг, европейские операторы подняли цены для неевропейских операторов, например, для Билайна, МТС, Мегафона.
Саша: Для наших?
Каша: Да. Цены выросли в два раза. От этого пострадали мы.
Саша: Они пытались отыграть возможное снижение дохода. А это снижение было? Просто если цены снижаются, то повышается количество. Соответственно, доходность должна оставаться такой же.
Каша: В теории да, но доходность растет не так быстро.
Саша: Перепуганные европейские операторы решили поднять цены на всякий случай.
Каша: Да, подняли цены. У нас нет правительства, которое бы заботилось о нас так же, как Еврокомиссия. Правительство вообще не в курсе этого.
Саша: Кто должен этим заниматься?
Каша: Федеральная Антимонопольная служба начала расследовать, почему у нас такой дорогой роуминг. При этом они стали в качестве примера приводить европейских операторов, у которых низкие цены. В голове не укладывается.
Саша: При этом операторы начали возмущаться, что дело-то не в местных операторах.
Каша: На мой взгляд, операторы виновны в том, что они хотят получать рентабельность 50%. Даже с учетом своих хотений на роуминге операторы жертвуют своей маржинальностью.
Саша: Многие даже говорят, что их маржинальность 0%.
Каша: По некоторым направлениям – да. Бывает, что ты приезжаешь в какую-нибудь страну, и у тебя минута разговора стоит 6 евро. Какой нормальный человек будет платить такие деньги?
Саша: Жуть.
Каша: Самое смешное, что ты приезжаешь в Германию, покупаешь местную сим-карту и звонишь в Москву за 20-40 центов в минуту, что раз в 5-10 дешевле.
Саша: 22 цента.
Каша: Вот. На порядок ниже. Операторам надо поставить заградительные пошлины. Самое обидное, что, поставь оператор заградительные цены, Еврокомиссия первая закричит, что их граждан грабят. Значит, снижайте цены.
Саша: Эта ситуация спорная. Мы в Европу ездим как туристы.
Каша: Да. А что туристы - богатые люди?
Саша: Дело не в этом. Просто туристам все равно, с какой симки звонить, поэтому они покупают местные. Из Европы к нам в основном идет бизнес-поток, поэтому они держатся за свои номера.
Каша: Ты знаешь, половые проблемы местных корпоративных номеров – это проблемы корпорации. Им как раз безразлично, сколько платить.
Саша: Значит, им нужно выставлять дикие цены.
Каша: Да, чтобы европейцы на себе почувствовали заградительные цены. Мне надоело за роуминг платить бешеные деньги.
Саша: Так покупай местную карточку.
Каша: Я покупаю.
Саша: Я тебе предлагаю составить коллекцию. Повесь карту мира на стене, к каждому государству прикрепи кармашек, будешь туда складывать сим-карты. Прежде чем куда-то ехать, подходишь к карте и берешь нужную симку.
Каша: Я только что придумал бизнес: выпускать карту с кармашками.
Саша: А можно один номер на все симки сделать?
Каша: Можно. Это туристические симки. Туристическая симка дешевле, чем роуминг, но дороже, чем местная карточка. Ты всё равно будешь платить больше. Это невыгодно. Меня роуминг раздражает. Это больная для меня тема. Надо отдать должное нашему государству: оно меня радует. С Таможенным кодексом выяснилась новая подробность: нам теперь можно по почте заказывать товар один раз в месяц стоимостью до 1000 евро, и он не будет облагаться пошлиной.
Саша: Это при пересечении границы Евросоюза?
Каша: Любого союза. В Россию можно с любой точки мира заказать товар. Раньше ограничение было в 10000 рублей + стоимость доставки. Сейчас это 1000 евро. В эти деньги вписываются ноутбуки. Вопрос: разрешат ли их привозить.
Саша: Там есть такая оговорка, что можно везти этот товар, если ты его везешь для личного пользования.
Каша: Раньше такая оговорка тоже была.
Саша: На 10000 рублей ничего особо не купишь.
Каша: На 1000 евро хорошую зеркалку ты не купишь. У меня был разговор с таможенником: я спрашивал у него насчет товаров для личного пользования. Он мне сказал, что каждый раз индивидуально будет определяться, для личного пользования товар или нет. Например, я заказал два IPhone: тебе и себе, тогда это товар для личного пользования. А если я барыга, то нет.
Саша: Вопрос возникает: по какому принципу это будет определяться. Это будет решать какой-то человек? Или же индивидуальный подход будет заключаться в том, что будут разбирать, кто такой этот заказчик. Если это журналист, который пользуется профессиональным фотоаппаратом, то это будет считаться личным использованием.
Каша: Нет. Это как раз для профессионального использования, для работы.
Саша: Точно.
Каша: Я думаю, что в первые месяцы они сами будут решать, что пропускать, а что нет. Вы, после прослушивания нашего подкаста, не кидайтесь заказывать Macbook Air из США за 700-800 долларов, потому что его или не пропустят, или заставят 30% платить. Никто пока не знает, что для личного пользования, а что нет.
Саша: Опять будем выяснять методом тыка. Можно создать какую-нибудь страничку, где пользователи будут описывать случаи, и им будут отвечать, личное это использование или нет.
Каша: Пользователи будут описывать случаи на разнообразных форумах.
Саша: Которые разбросаны по всему рунету?
Каша: Да, потому что таможне незачем поддерживать такую деятельность.
Саша: Странно, что ненужно. Они бы консолидировали бы все эти истории.
Каша: Представь, таможенник Петров пропустил макбук, таможенник Иванов не пропустил макбук, потому что Иванов считает, что он приобретался не для личного использования. Таможенник Петров – поклонник продукции Apple, а таможенник Иванов любит ноутбуки Asus, например, поэтому не пропускает продукты Apple.
Саша: Да. А кто должен вырабатывать решения? Мы что ли? Им это нужно.
Каша: Им это ненужно. Им это совершенно безразлично. Они соблюдают исключительно закон.
Саша: Всех мочить.
Каша: Зачем их мочить?
Саша: Чтобы работали лучше.
Каша: Если говорить про таможню, то хорошо, что мы движемся к цивилизованному обществу. А ты считаешь, что нет?
Саша: Обсудив проблему с личным решением каждого вопроса, я считаю, что нет.
Каша: Сети бытовой электроники забеспокоились по этому поводу, потому что цены в России, как минимум, на 30-40% выше.
Саша: Из-за того, что мы сможем за границей покупать электронику дешевле и не будем ходить в «Техносилу»?
Каша: М-видео, Белый ветер и так далее. Техносила вроде умерла.
Саша: Не знаю.
Каша: Одним словом, мы движемся к цивилизованному рынку. Могу рассказать анекдот на эту тему. Брежневу говорят: «Вы обещали, что в коммунизме всё будет бесплатно, будет много еды и прочего, сейчас мы движемся к коммунизму, а еду-то совсем нет». Он ответил, что по дороге кормить никто не обещал. Так же с нашей таможней и с этим правилом. Мы идем в правильном направлении, но то, что по дороге всё будет хорошо и правильно, никто не обещал.
Саша: Да. Когда дорога кончится, не известно.
Каша: Да. Ты права.
Саша: Перманентная дорога.
Каша: Был фильм, в котором звучала песня про дорогу без начала и конца. Это как раз наш случай. Про роуминг хотел сказать, что операторы не так виноваты, как вы думаете.
Саша: Ты вернулся к роумингу?
Каша: Да, вернулся. Они не так виноваты. Правительству надо заняться этим вопросом и защитить нас. Защитите меня.
Саша: Почему не создать некое подобие Еврозоны со сниженными ценами на роуминг. Например, в СНГ.
Каша: Государство должно заниматься этой проблемой.
Саша: В лице кого?
Каша: В лице Министерства связи и информатики. Проблема в другом. Наши операторы могут между собой договориться, но тогда ФАС «возьмут их к ногтю». Это будет ценовой сговор.
Саша: Нужно договариваться не между собой, а с местными операторами Украины, Белоруссии, Казахстана и так далее.
Каша: Это утопия. В рамках России они могут договориться.
Саша: Они же тоже выставляют те цены, которые им хочется.
Каша: Да. Это сложный процесс.
Саша: Они выставляют нам высокие цены, в ответ мы им выставляем высокие цены. Это может продолжаться до бесконечности.
Каша: В процессе должно участвовать государство. Без государства это будет самодеятельностью, которая может продолжаться очень долго.
Саша: Наши операторы и ждут, когда этот вопрос будет обсуждаться на государственном уровне. Государство почему-то его не обсуждает.
Каша: Странно, что операторы ждут этого. Им необходимо лоббировать эту тему, чем они не занимаются. Давай закончим тему роуминга. Так съездишь за границу на 5 дней, а потом счета огромные получаешь. Неприятно это.
Саша: Скажи, ты покупаешь местные сим-карты?
Каша: Я не могу. Мне звонят на мой номер. Я подключаю всевозможные скидочные пакеты, но они меня не спасают.
Саша: На самом деле, очень мало людей, которые заботятся об этом. Мне кажется, что многие стараются не отвечать на звонки и не парятся на счет покупки новой сим-карты.
Каша: Какая-то грустная тема у нас получилось. Зато мы поговорили обо всём, чем обещали.
Саша: В следующем выпуске мы наберем еще больше интересных тем. На сегодня всё.
Каша: Свобода. Я бегу за мороженым. Всем пока. Хороших дней, хорошего настроения.
Саша: И хороших ночей.
Каша: Пока-пока.