Текстовая версия выпуска
Саша: Сегодня 22 выпуск подкаста «Диджестив». Мы собрались здесь с вами. Каша пытается с вами поздороваться.
Каша: Всем привет. Я хочу поздороваться с чудесными людьми из Гидрометцентра, которые вновь обещают жаркие дни в Москве и Московской области. 32 и выше.
Саша: В выходные будет 38. Я тебя обрадовала? (смеется)
Каша: Не упоминай в суе эту температуру. Мне очень жарко. Тумбочке тоже. Она ушла в запой. Сегодня у нас будут своеобразные темы.
Саша: На повестке дня пресс-конференция Apple с предложениями о решении своей проблемы, BB и Nokia, которых тоже попытались привлечь к скандалу, но они сказали свое веское слово в ответ. Каша нам сегодня расскажет о телефоне Sagem-Puma. Мы как-то говорили с вами о нем после мобильного конгресса в Барселоне. Каше очень понравился этот телефон.
Каша: Он лучше, чем женщины, поверьте мне (смеется)
Саша: Извращенец, скотоложец (смеется).
Каша: Мы за ужином договаривались о том, что этот подкаст пошлым не будет, что он будет очень выдержанным и спокойным. Кто-то меня уже успел обозвать.
Саша: Каша получил во временное пользование телефон Sagem-Puma.
Каша: Я думал, что в постоянное. Ну да ладно.
Саша: Может, ты чего-то еще не знаешь? Кстати, нормальный телефон.
Каша: Я понял, кто хочет получить его в постоянное пользование. Почта России продает телефоны.
Саша: А как продает, мы обсудим попозже. Google сообщил, что поступили в продажу последние аппараты Nexus One.
Каша: Давай разбирай последние Nexus! (смеется)
Саша: Обсудим это после рекламы.
Каша: У нас нет рекламы. Кстати, то, что у нас нет рекламы – недоработка. Мне кажется, что пора продавать рекламу, только кому?
Саша: Я думаю, что операторам, которых мы каждый раз обсуждаем. Можно продавать компании Nokia. Она нам не откажет.
Каша: Нам она не сможет отказать.
Саша: Первая тема: конференция Apple. Вы, наверное, в курсе, что сенаторы включились в эту тему и направили Стиву Джобсу послание.
Каша: Все сенаторы?
Саша: Нет, один сенатор, который говорил от большинства. Неплохо, сенатор пропиарился, кстати.
Каша: Мне кажется, что он простой пользователь, у которого терялись реальные звонки.
Саша: Возможно, ты прав. Он отправил письмо Стиву Джобсу с пожеланием, как можно скорее разобраться в данной проблеме и чтобы при этом не пострадали пользователи, чтобы юзеры дополнительно не платили за решение проблемы. Что же было на этой пресс-конференции? 23 июля все владельцы IPhone 4 могут оставить свою заявку на получение бесплатного чехла. Вот такое было принято решение.
Каша: Вау! При этом самое смешное то, что Стив Джобс отрицает все проблемы с антенной. Много было математики, он нервно теребил джинсы. Эту антенну на Западе уже окрестили как антенну gade. C 23 июля по 30 сентября каждый желающий, купивший IPhone 4 сможет получить бесплатный кейс, в том числе бамперы. Бамперы стоят 30 долларов, во-первых. Во-вторых, они брендированы apple. Это получается слишком густо, поэтому они сказали, что они бамперов на всех не произвели, не всем хватит, поэтому все получат по чехлу. Тут важно то, что все на халяву захотят получить чехлы. Даже те, у кого такой проблемы нет. Хороший подарок. Кстати, тем, кто купил чехол раньше, не компенсируют его стоимость.
Саша: Обещали деньги вернуть.
Каша: Обещают вернуть деньги тем, кто купил бамперы в фирменном магазине apple. Таких очень мало.
Саша: 20% владельцев смартфонов купили вместе с Iphone чехол, стоимость которого около 30 долларов. Apple сказал, что он возместит владельцем смартфонов эти расходы.
Каша: Если я купил белкинский чехол, а я, урод, купил именно такой, то мне расходы не возместят. Очень обидно.
Саша: Кстати, Стива Джобса спрашивали, много ли телефонов возвращают обратно. Он, конечно, сказал, что немного, всего лишь 1/3 от показателей iphone 3g s.
Каша: Цифры, которые он опубликовал, очень интересные. Народ действительно много покупает IPhone. Народ будет покупать еще больше. Дефицит никуда не денется. Все подсуетятся и получат бесплатные чехлы. По словам Джобса дефекта нет, но, по его же словам, они работают над улучшением. Новые версии появятся 30 сентября. Я горжусь: когда возникла эта проблема, я написал, что, как вариант, раздавать бесплатные бамперы, при этом спокойно создавать новую версию, на что уйдет около 2 месяцев. Это нужно для того, чтобы насытить каналы. Так и получается. Сейчас у них ушло 2 месяца, чтобы поменять производство. За эти 2 месяца она смогут продать около 6 миллионов IPhone.
Саша: На сегодняшний день продано 3 миллиона?
Каша: Да, 3 миллиона за 3 недели, то есть 1 миллион за 1 неделю. 30 июля в 17 странах стартуют продажи Iphone 4. Они дадут еще больший толчок.
Саша: Их почему-то не пустили в Южную Корею.
Каша: Зачем они нужны в Южной Корее? Там samsung, lg. Хотя, я думаю, что он бы пользовался там популярностью.
Саша: Может, это заградительные меры для поддержки собственных производителей?
Каша: Вполне возможно. Я думаю, что президент Samsung набрал на телефоне номер президента Кореи.
Саша: Ты знаешь, что в конце июля начнут выпускать белую версию?
Каша: Да. На этой пресс-конференции говорили об этом.
Саша: Отгрузки новой версии задерживались из-за трудностей на производстве. Ты не знаешь, что там за трудности были?
Каша: Я не знаю, а какие были трудности?
Саша: Я тоже не знаю. В чем отличается производство белого от черного?
Каша: Для них нужна разная краска. Наверное, во всем мире кончилась правильная белая краска (смеется). Может, антенна в белом вообще не работала.
Саша: Возможно.
Каша: Может, наоборот. В белом все отлично работало, а нам втиснули вначале тот товар, который не работает.
Саша: На этой же пресс-конференции глубокоуважаемый Стив Джобс привлек к своей Айфоновской проблеме еще и нескольких других производителей, в частности Nokia и Rim. Например, Джобс уверял пользователей, что подобные проблемы есть и у других производителей. Nokia и Rim поспешили опровергнуть это, выпустив по сообщению о том, что таких проблем у них нет. Они выпустили манифесты с возмущением.
Каша: Nokia плакала на эту тему. Они вспомнили в своем манифесте 1998 год, когда они изобрели встроенную внутреннюю антенну. Я могу сказать, как пользователь первой встроенной антенны от Nokia, что проблемы Iphone по сравнению с теми проблемами Nokia – это просто детские игрушки, потому что там в первые полгода радиопередатчик выгорал. То есть, вы покупаете телефон за 1000 долларов, а у вас он просто сгорает. Его вам меняют на такой же блок, он опять же сгорает. Так как я покупал этот телефон в Италии, в России его тогда еще не было, можно приплюсовать две недели на доставку туда и две недели на доставку обратно. В общем, за 3 месяца у меня было 3 ремонта. Тогда было настолько круто, что у тебя встроенная антенна. Это был один из топовых проектов. Хотелось брать этот аппарат и пользоваться им, не смотря ни на что. У многих моих друзей он так же ломался. Богатые люди в тот момент покупали сразу 2 таких телефона. Как только один ломался, они доставали второй, а тот сдавали в ремонт.
Саша: И так по очереди?
Каша: Да. Это звучит смешно, но это было очень круто. Сегодня IPhone 4 – эта та крутость, которую покупают, не смотря на любые проблемы. Я на днях читал книжку Джеффри Мура «Внутри торнадо». Это бизнес-книжка, которая посвящена стратегиям различных компаний. Там есть 3 больших участка, которые посвящены тому, как компания развивается. Есть так называемый кегельбан, когда создается нишевой продукт, дальше с помощью него захватываются покупатели. Кегли падают, это кегельбан. Торнадо – когда всё, что произведет компания, купят, не смотря ни на что. Компании не хватает производственных мощностей. В случае IPhone 4 мы говорим не о торнадо. Хотя, так может показаться. IPhone – это mainstreet, это традиционный бизнес, когда покупатели уже знают продукт, понимают, что от него ожидать. При этом они хотят этот продукт. Это как раз про Apple. Я, пожалуй, у себя в дневнике приведу выдержки из этой книги. Сразу будет видно, почему Apple не проигрывает. В информационном поле то, что они раздули изначальную шумиху вокруг продукта, сыграло против них, потому что продукт на виду. Откровенно говоря, такое происходит у многих других производителей, например, Nokia. Никто на эту тему на весь мир не кричит, потому что Нокия не пиарит каждый отдельный продукт так, как это делат Apple.
Саша: У них и не выходит по одному продукту раз в году.
Каша: Да. У Nokia m52 был 100%-ный брак с антенной, который компания внутри себя признала, но никому об этом не сообщила.
Саша: Тем не менее, и Rim и Hokia поспешили сообщить, что для нормальной работы их аппарата никаких чехлов и других аксессуаров не требуется.
Каша: Мне кажется, что им надо заявить о том, что они ищут пользователей, которых этот вопрос очень волнует. Apple прет как танк, никуда от этого не деться. IPhone 4 будет самым продаваемым телефоном, даже не смотря на эту проблему с антенной.
Саша: За всю прошедшую историю?
Каша: Да, конечно. Следующие продукты будут продаваться еще в больших количествах. Тут всё достаточно прозрачно.
Саша: Специалисты предрекали компании светлое будущее.
Каша: Да. А кто специалист у нас? Я что ли?
Саша: Да. Я для этого тебя и пригласила на свою передачу.
Каша: Это уже твоя передача? Я всегда думал, что моя.
Саша: Расскажи нам лучше про Пуму.
Каша: Мне прислали этот телефон. Он просто прелесть. У него картонная коробочка. В советское время в такую коробку клали яйца.
Саша: Она из переработанных материалов?
Каша: Да, это экологичная модель. Мне больше всего понравился красный картонный кантик, где был нарисован ребус. Там были нарисованы глаза, руки и мозг. Написано, что тебе может это понадобиться при работе с телефоном.
Саша: Собери человека (смеется).
Каша: Открываешь коробку, а внутри всё красное: красная тряпочка для того, чтобы протирать телефон, красные наушники с надписью Puma белым цветом.
Саша: Красная зарядка?
Каша: Красный Usb-кабель. Всё это красное, а сам телефон черный. Красные тут только вставки рядом с клавишами. Во-первых, это touch screen, то есть сенсорный телефон.
Саша: По виду он напоминает дешевый samsung.
Каша: Голубая земля?
Саша: Да, похоже.
Каша: У него есть механические кнопки. Самое смешное то, что на месте динамика фигурка пумы. Это несоизмеримо круто. Такая же фигурка на задней панельке.
Саша: Задняя панелька, между прочем, представляет из себя солнечную батарейку.
Каша: У меня горит огонек, что он заряжается от солнца. Но объем заряда измерить у нас не получилось.
Саша: Да. Там есть специальное меню: вы сэкономили столько-то минут.
Каша: У нас пока что 00.00. Значит, московское солнце не подходит для заряда..
Саша: Ты им сейчас пользуешься?
Каша: Я им пользуюсь.
Саша: Я хотела предложить на денек выложить его на подоконник.
Каша: Он у меня лежал денек на подоконнике, но не зарядился. Sagem как компания выросла в моих глазах на огромные высоты. Что здесь классного? В вашем телефоне действительно живет пума.
У меня проскользнула ассоциация с тамогочи. Нужно было выращивать виртуального зверька. Тут пума – виртуальный зверек.
Каша: Обычный сенсорный телефон превратили в веселую модель.
Саша: Давай скажем, что этот телефон сделан в кооперации со спортивной компанией. Солнечная батарея предназначена в первую очередь для людей, занимающихся активным спортом.
Каша: Он предназначен для молодых людей, которые чувствуют кайф и толк жизни. Аппарат шикарный. Ты включаешь телефон, у тебя на экране появляются 3 иконки: сердечке, конвертик и телефон. Телефон для набора номера, просмотра списка звонков или телефонной книжки. С конвертиком то же самое.
Саша: А сердечко?
Каша: Сердечко – все сервисы puma: новости, друзья, персональная страничка и так далее. Если потянуть за нижний уголок экрана, то откроется меню настроек телефона. Если потянуть сверху, то будет видна куча настроек: bluetooth, gps, будильник, музыкальный плеер, количество твоих сообщений, заряд и так далее. Мне нравится, что всё сделано настолько логично: потянул и всё увидел.
Саша: По-моему, нелогично. Непонятно, по какому признаку составлен список. Он, наверное, называется списком первой необходимости. Тут такой смешной плеер, который изображает проигрыватель для пластинок. Когда ты нажимаешь «играть», на проигрыватель ложится пластинка, ее можно двигать, ощущая себя диджеем.
Каша: Круто, согласись?
Саша: Да.
Каша: Абсолютно бесполезная штука, но очень крутая. Давай поговорим про спортивные штуки.
Саша: Тут 3 экрана: основной, спортивный с функцией компаса и мультимедийный. Что значит значок велосипеда?
Каша: Если ты катаешься на велосипеде, то телефон покажет тебе скорость, расстояние, которое ты проехал. Всё это можно записать в память. Для тех, кто ходит или бегает, здесь можно записать скорость, дистанцию, количество потраченных калорий. Из google maps подгружается маршрут, который вы прошли. Это очень удобно.
Саша: Что значит кораблик?
Каша: Кораблик – это компас. Есть так же таймер обратного отсчета, секундомер с промежуточными делениями. Оформлено всё в красном цвете.
Саша: В красно-черно-белом. Присутствует всего 3 цвета.
Каша: Секундомер оформлен как настоящий спортивный секундомер. Есть аналоговый и цифровой варианты. Всё удобно и красиво.
Саша: Расскажи про мультимедийный экран.
Каша: Здесь есть функции просмотра видео. Когда вы запускаете просмотр картинок из камеры, они вращаются по кругу.
Саша: Прикольно. Так же было у else mobile.
Каша: Да.
Саша: У них была такая же концепция.
Каша: Да, такой принцип был у многих телефонов.
Саша: Здесь так же есть браузер, календарь, плеер, радио, калькулятор и так далее.
Каша: Ничего особенного в функциональном плане от этого телефона ждать не стоит. Тут есть интересные фишки, на подобие: «А вы уверены, что хотите идти в онлайн? Это будет стоить денег». Есть ответы «да», «нет», «всегда». Телефон эмоционально сильно заряжен. Он получился нескучным. Я до сих пор не знаю технических характеристик этого телефона: диагональ экрана, его разрешение, камеру.
Саша: Раз ты до сих пор не поинтересовался техническими характеристиками данного телефона, тебе было не до них.
Каша: Обычно я начинаю с технических характеристик.
Саша: Да, и на основании их у тебя складывается мнение о модели.
Каша: Тут мне абсолютно плевать на характеристики, цепляет меня этот телефон.
Саша: Ладно, расскажи, кто тебе заплатил за репортаж? Puma или Sagem?
Каша: Я с февраля восхищаюсь этим аппаратом. В России он будет стоить 400 долларов, в Европе он стоит 350 евро.
Саша: Переведи, пожалуйста, в рубли.
Каша: Это около 12000-12500 рублей.
Саша: Я бы за 10000 купила.
Каша: Дорого, тебе кажется?
Саша: Да. Мне кажется, что 12 – много.
Каша: Puma – спортивная марка. Мне нравятся многие их вещи. Взлет марки был в 1995-1996 году.
Саша: Когда все ходили в спортивных костюмах.
Каша: Тогда Puma была не так распространена, как Adidas, Nike, Reebok.
Саша: Да, особо пижонистые ходили в Пуме.
Каша: Пума подрастеряла свою былую славу, но поклонники у нее есть. Аппарат, как мне кажется, попадание в точку на 1000 процентов. Это шикарная модель. Я смело могу назвать ее лучшим аппаратом с таким низким бюджетом на создание, лучшей моделью по эмоциональному окрасу. Понятно, что если вы далеки от Пумы, то вам она не понравится.
Саша: Дешевый телефон.
Каша: Он не выглядит дешевым.
Саша: Чуть лучше, чем Corby.
Каша: Брось ты. Corby по сравнению с этим - отстой. Corby – дешевка.
Саша: Походи с ним, так и быть.
Каша: Это мой телефон, конечно, я с ним похожу.
Саша: Тогда Desire я себе возьму.
Каша: Нет, Desire – это тоже мой телефон. У меня много телефонов.
Саша: Вот я и хочу тебя раскулачить.
Каша: Мы переходим к четвертому пункту нашей программы.
Саша: Я хотела поговорить на тему продажи телефонов на почте. Были пробные пилотные проекты по продаже телефонов на почте в нескольких регионах: Красноярске, Тверской и Ярославской областях. По проекту к ним будет каждый месяц прибавляться по 10-15 регионов, а к концу года телефоны появятся во всех почтовых отделениях. Если Вы еще не видели телефоны на почте, то прошу Вас обратить на них внимание.
Каша: Приходите и требуйте!
Саша: За полмесяца тестовой торговли почта распродала 1500 телефонов.
Каша: Мне кажется, нам срочно нужно аплодировать почтовым работникам.
Саша: Скажи мне, пожалуйста, как аналитик, что ты думаешь по этому поводу?
Каша: Ошеломляющий результат. Они что-то продали.
Саша: Ты ожидал, что продаж вообще не будет? Есть ли смысл их продавать на почте?
Каша: Эта цифра сравнима с продажами 4-5 салонов. Почте, наверное, имеет смысл их продавать. Я слабо понимаю, какие люди туда придут. Там будет продаваться дешевые телефоны motorola, samsung e1080.
Саша: Samsung e1080, motorola wx180, как раз и стали самыми продаваемыми аппаратами, потому что были самыми дешевыми.
Каша: Они стоили 890 и 990 рублей. Помнишь, мы как-то заходили в Евросеть, чтобы купить тебе тот телефон, о котором ты долго мечтала?
Саша: Какой?
Каша: Ты так хотела телефон от Самсунга. Когда мы увидели вывеску 777 рублей, ты была так рада.
Саша: Вспомнила. Мы как-то шли мимо салона Евросети и увидели зазывной баннер, который обещал нам телефон за 777 рублей. Когда мы зашли туда, нам сказали, что эти телефоны уже раскупили.
Каша: Это как раз и был Samsung e1080.
Саша: На почте он продавался по 990 рублей. Ты знаешь, есть сведения, что половину этих телефонов купили сотрудники почты.
Каша: Мне кажется, что сотрудникам почты так много не платят. Там маленькие зарплаты. Для них 1000 рублей – это деньги. Я боюсь обидеть сотрудников почты. Я не знаю, но, глядя на бабушек и дедушек, которые работают в моем почтовом отделении, я могу сказать, что их средняя зарплата вряд ли превышает 20-25 тысяч рублей.
Саша: Я не понимаю, есть ли смысл продавать телефоны на почте, делать из почты магазин.
Каша: Мне кажется, там надо продавать воду, газировку.
Саша: Когда я езжу к родителям, на почте в соседнем доме продавалось большое количество товаров: текстиль, одежда, полотенца, обувь.
Каша: Мне кажется, что почта начала сдавать.
Саша: Это к вопросу о том, что государственные предприятия по недавнему повелению должны переходить на самоокупаемость. Таким образом, они вынуждены придумывать то, чем они могут заработать.
Каша: Мне кажется, что, так как у почты есть отделения по всей стране, то придумать бизнес для них несложно. Вопрос в том, кто этим займется. Если товарищ Греф этим займется, то он придумает. Я бы почту не жалел. Обеспечьте бабушками и дедушкам достойные зарплаты, решите вопрос с пропажей и воровством посылок. Страхуйте их.
Саша: Ты знаешь, что сетью почтовых отделений можно как-то воспользоваться. Их же больше, чем салонов Евросети.
Каша: Да, их значительно больше. Мне кажется, что около 6000 точек по всей сети, если не больше. Проблема другая: как ты бабушку или дедушку научишь всё это делать, они зачастую работать с компьютером не умеют.
Саша: Мне кажется, что на почтах можно построить электронное общение. Можно было бы оборудовать компьютеры и связать их с госуслугами, там можно было бы брать бланки документов. Да, странная история с продажей телефонов. Я уверен, что дорогие модели там продаваться никогда не будут. Они могут продавать только то, что доступно бабушкам и дедушкам. Там никогда не будет хорошего ассортимента.
Каша: Это то же самое, что в булочную за презервативами ходить. Фигурально они там могут оказаться.
Саша: Они там будут дешевые?
Каша: Нет, они там не будут дешевыми. Просто люди их там не ищут.
Саша: А ради чего тогда это всё?
Каша: А вдруг кто-то купит? Место есть на полке, можно его занять ими.
Саша: Ты знаешь, нормальный адекватный человек, который решил купить телефон, не пойдет на почту. Это не сиюминутное решение. Он не будет покупать телефон на сдачу.
Каша: Он пойдет в Евросеть, Связной и так далее.
Саша: Если человеку пришла в голову идея купить телефон, то у него сразу возникает ассоциация со специализированным магазином, в котором продаются телефоны. Почему он должен пойти на почту?
Каша: Я тебе об этом и говорю. Мы призываем к ответу почту России «Зачем?»
Саша: До этого мы и договорились, что не поняли, для чего всё это нужно.
Каша: Давай поговорим про Google.
Саша: Google завязала с Nexus One. Гугл получила последнюю партию смартфонов Nexus One для продажи на своем сайте.
Каша: Мне кажется, они зажгли фанарики, начали песни песть. В общем, народное гуляние.
Саша: Когда распродадут последнюю партию, Гугл больше не будут продавать на своем сайте эту модель телефона. Её можно будет при желании купить в магазинах операторов.
Каша: Там, где их еще не купили, там их и можно купить.
Саша: Кстати, не сообщается, какого объема эта последняя партия. Получается, что Nexus One оказался провальным. Почему?
Каша: Не знаю. Я всегда об этом говорил.
Саша: Ты мне его недавно предлагал. Как хорошо, что я от него отказалась.
Каша: Аппарат-то хороший, наверное.
Саша: Зачем мне аппарат, от которого все отказались?
Каша: Он провальный в продажах. Аппарат-то неплохой, им можно пользоваться.
Саша: У него карма плохая. Сколько стоил Nexus One? 600 долларов?
Каша: Меньше. 529 долларов. Я, как первый покупатель, помню эту цифру.
Саша: Ты говоришь, как пиарщик. 530, значит.
Каша: 529.
Саша: Да ну тебя. Это подходящая цена для аппарата?
Каша: Да, это недорого. Просто у него были кое-какие аппаратные проблемы.
Саша: Какие?
Каша: Экран не реагировал на нажатия.
Саша: У меня товарищ собирается купить Nexus One.
Каша: Давай мы ему мой продадим?
Саша: Давай.
Каша: Товарищ, я тебе его продам недорого, с доставкой из Штатов, практически непользованный. Саша его не трогала, поэтому он в хорошем состоянии.
Саша: За сколько ты мне его продашь? А я его перепродам.
Каша: Не знаю. Давай тебе оптовая цена будет 499. Ты сможешь навариться.
Саша: За сколько ты его купил?
Каша: 529.
Саша: Врешь?
Каша: Нет, 529.
Саша: Давай за 400?
Каша: Давай за 499.
Саша: Ладно, разберемся позже. Интересно, почему неплохая модель не продается?
Каша: Гугл не умеет продавать оборудование.
Саша: Они же продавали через операторов.
Каша: Они продавали через свой магазин. Понимаешь, когда ты покупаешь, ты хочешь получить какую-то поддержку. Позвонить, поплакаться, сказать о том, что телефон не работает. Они звонили в Гугл, им отвечали, что надо звонить в HTC, что это не их продукт.
Саша: Да, там же дележка, непонятно кому, что принадлежало.
Каша: Да, они делились, в итоге Гугл вообще отключил горячую линию, а народ сказал: «Идите вы в пень». Они не умеют работать на потребительском рынке.
Саша: HTC тоже не хотели общаться?
Каша: Они же сказали, что они написали Гугл, поэтому должны сами заниматься.
Саша: Ладно, мы с тобой хотели оставить на десерт тему.
Каша: Слушай, Яндекс стал бесплатно предоставлять в МТС карты. И в Мегафон тоже.
Саша: Да.
Каша: Nokia Siemens Networks покупает инфраструктурный бизнес Motorola.
Саша: Да, слух прошел.
Каша: Это уже не слух. Они уже подтвердили, что они их купят за 1.2 миллиарда.
Саша: Знаешь, в каком виде первоначально мне преподнесли этот слух? Мне сказали, что Nokia покупает Motorola. Я удивилась.
Каша: Давай начнем издалека. Motorola разделилась на несколько частей. Одна часть занимается инфраструктурным оборудованием. Инфраструктурное оборудование – это базовые станции, например. Вторая часть занимается телефонами, в частности смартфонами. Вторая часть, телефонная, не продается. В Nokia Siemens Networks отходит часть, которая занимается не телефонами.
Саша: Покупает не Nokia, а Nokia Siemens Networks, то есть другая компания.
Каша: Она принадлежит на 50% Nokia. Её котировки зависят от того, как котируется Nokia.
Саша: Она довольно успешная.
Каша: Нет. Когда Nokia и Siemens объединили свои подразделения, там начался такой ад.
Саша: Люди, которые пытались сотрудничать с этими двумя компаниями, сказали, что народ по менталитету друг другу не подходят. Они не понимают, что они хотят.
Каша: Я знаю эту ситуацию изнутри. Это ад, каким он только может быть, когда 2 сотрудника, отвечающие за одно и то же, договориться друг с другом не могут. Они тупо не понимает, что от них хочет их коллега. Сейчас к ним добавляются еще 6500 сотрудников – американцев со своим менталитетом.
Саша: Анекдот получается. Однажды финн, немец и американец решили создать бизнес.
Каша: Такой печальный анекдот и будет. Мне это напоминает объединение Даймлера с Крайслером. Одна компания спасла другую ценой своей жизни. Тут, конечно, не такая плачевная ситуация. Я не верю в то, что контракты Motorola на построение LTE-сетей с Vodafone в Японии уйдут. Они останутся, но новых контрактов не будет. Для Nokia Siemens Networks – это возможность выйти на американский рынок, которую они прощелкали в прошлом году, не купив Nortel. За Nortel они не смогли предложить нормальные деньги. В итоге, Ericsson, как был королем горы, так и остается, а Nokia Siemens Networks нет.
Саша: Какое место занимает Nokia Siemens Networks?
Каша: Я боюсь соврать, но вроде после того, как они всё это сделали, занимают второе место. Huawei их догоняет. Они на третьем. Huawei не за счет приобретений кого-то, а за счет того, что он укрупняет свои контракты с операторами, наращивает свое присутствие. Huawei – молодцы, они еще рванут.
Саша: Посмотрим. Странно, что Nokia Siemens Networks покупает кусок Моторолы, который тоже занимается инфраструктурой и оборудованием.
Каша: Фактически, они покупают не интеллектуальную собственность, они покупают существующие контракты в разных странах мира и, прежде всего, присутствие на американском рынке. Сделка пройдет в 2011 году. Все аналитики говорят, что в ближайшие годы улучшения рынка ждать не стоит. Рынок будет сокращаться не так сильно, как в этом году, но он будет падать. Они дешево покупают компанию на падающем рынке. Они покупают обязательства перед 6500 людьми. 6500 ртов нужно прокормить. У них своих ртов хватает. Я не думаю, что они оставят всех. Им придется выплатить социальные пособия тем, кого они уволят. Уволят, как я думаю, они половину, как минимум. Давай посчитаем. У человека зарплата 7000 долларов, в год он получает 85000 долларов. Ты, как минимум, должен заплатить ему вперед годовую зарплату. С социальными страховками и прочей ерундой выйдет 100000. С 10 человек это выйдет миллион долларов. На 1000 человек это сто миллионов долларов. Не такая высокая цена, но это все равно будет идти в минус.
Саша: А почему телефонное подразделение Нокиа не купит телефонное подразделение Моторолы?
Каша: Зачем им Android? Это глупый вопрос.
Саша: Опять же американский рынок.
Каша: Это будет окончательное разрушение марки Нокиа. Они говорили, что ни при каких условиях не будут использовать Android.
Саша: Ты считаешь, что это заскорузлость? Или это будет разрушением?
Каша: Это будет разрушением, потому что Android развивает их прямой конкурент Google.
Саша: Представь ситуацию: Нокиа возьмет в ассортимент своих платформ андроид. Почему бы нет?
Каша: Потому что это сразу покажет, что их устремления по поводу meego, symbian – ерунда.
Саша: Никто не мешает им развивать это направление.
Каша: Понимаешь, тогда возникнет конкуренция внутри Нокиа и выяснится, что Андроид кладет Симбиан на лопатки, что Симбиан никому не нужен. Им придется отказаться от симбиана и финансировать своего прямого конкурента. Зачем им это нужно? Они на это никогда не пойдут, но сделать что-то хорошо самостоятельно сегодня они не способны.
Саша: А в принципе?
Каша: Сейчас сложно загадывать. В течение полугода Олли-Пекка уйдет в отставку из-за меня. Как сказал мой друг, который общался с ним, он ему показался милым, добродушным человеком. Я у него спросил: «А гонения на меня?». Он сказал, что этот вопрос они не обсуждали. Я думаю, что он уйдет в отставку. Претендента на его место два: Кай Ойстамо и Анси Ваньоки.
Саша: Ты за кого голосуешь?
Каша: Мне все равно. Наверное, за Анси. Выиграет, скорее всего, Кай.
Саша: У него глаза хитрые.
Каша: Да, он хитрый и непростой человек. В ситуации со мной он принял сторону Олли-Пекка. Мне кажется, что Анси – наиболее удачная кандидатура на данном этапе. Если он замом возьмет Кая Ойстамо, это будет хороший тандем.
Саша: Откуда у Nokia Siemens Networks деньги на покупку таких активов?
Каша: Они сказали, что они будут списывать деньги со своих счетов и с существующих контрактов. Контракты у них есть многомиллиардные. Как только будут поступать деньги от контрактов, они будут списывать их на эту сделку. Занимать они не собираются.
Саша: Может, они будут отказываться от своих других активов? Как они недавно отказались от производства модемов.
Каша: Я сомневаюсь. Это Нокиа отказалась.
Саша: Да. Скажи, бюджеты у них как-то перетекают из одного подразделения в другое?
Каша: NSN – отдельная компания с отдельным бюджетом. При этом учредителем является на 50% Нокиа. Соответственно, Нокиа может вливать туда деньги, так же может в виду дивидендов забирать деньги оттуда. Когда надо, они вливают, когда не надо, забирают.
Саша: Сколько у Нокиа?
Каша: 50%, 50% у Сименса. 50 на 50. Это нормально. В Сониэриксоне также: у Сони 50, у Эриксона 50.
Саша: Ладно, посмотрим, что из этого получится,
Каша: Сегодня с вами был нескучный подкаст. До встречи. Хороших вам выходных!
Саша: И рабочих дней. Пока.
Каша: Пока-пока.