Текстовая версия выпуска
Каша: Всем привет. Сегодня 32 выпуск подкаста «Диджестив». Я объявляю вместо Саши, потому что Саша сегодня в игривом настроении, говорит, что у меня кофе на губах не отсохло. Завидно?
Саша: Сегодняшний подкаст у нас утренний, поэтому мы немного в другом настроении. Темы у нас сегодня такие. Перво-наперво мы разберем начало продаж iPhone4.
Каша: Ты ходила, кстати, на начало продаж?
Саша: До этого он у нас был в планах, сейчас продажи стартовали по всей России, поэтому можно подвести первые итоги. Затем мы вспомним про голосовой поиск от Google, который был запущен в 2008 году, только сейчас он добрался до России.
Каша: Еще поговорим про музыкальный сервис от Яндекса. Саша у нас пользуется этим сервисом, мне кажется. Я им не пользуюсь.
Саша: Ты бы сначала спросил у меня.
Каша: Так я и спрашиваю в прямом эфире. Саша, пользуетесь ли Вы сервисом от Яндекса? Я пользуюсь Яндекс.картами. Я смотрел, куда мне нужно ехать отсюда.
Саша: Об этом мы и поговорим в ходе нашей передачи. Ты хотел рассказать про какой-то телефон. Наверное, про Nokia.
Каша: Мне сказали, что половину прошлого выпуска я посвятил неприличным матерным словам в контексте Nokia.
Саша: Не давал мне слово вставить. Согласись, что так и было.
Каша: Не было такого. Поэтому я не хочу про Nokia говорить. Посмотрим, как дела пойдут.
Саша: А про E5?
Каша: Про E5 могу рассказать.
Саша: Еще про что?
Каша: Я хотел про дешевые Андроиды поговорить: 550 и 580 от Самсунга. Посмотрим, о чем мы будем рассказывать. Как пойдет, что называется. Если вы услышите тихое, мирное посапывание, то я заснул, чтобы не перебивать Сашу.
Саша: Я тебя пну, и ты будешь рассказывать в полусне про Андроиды.
Каша: Я думаю, в записи будет слышно, что у меня с тумбочки тяжелая зарядка от телефона упала с грохотом.
Саша: Я не слышала.
Каша: Я слышал и встрепенулся, проснулся. В каком-то сериале девушка всё время засыпала и устраивала себе ловушки, чтобы просыпаться. Я себе устроил ловушку, она уже сработала.
Саша: В каком-то другом фильме мужчина каждый день просыпался и не помнил, что было вчера.
Каша: Ужас. Это фильм «Мементо».
Саша: Да, при этом он пытался раскрыть убийство своей жены.
Каша: Поэтому он порубил и покрошил много других людей.
Саша: Лишних, случайных.
Каша: Мы вообще не в ту степь ушли. Давай поговорим про iPhone 4. Ты знаешь, что iPhone 4 – детективная история.
Саша: Полупреступная.
Каша: Хуже, потому что компания «Связной», первая на российском рынке начала продавать iPhone 4.
Саша: За 2 дня до начала официальных продаж.
Каша: Давай с самого начала. Во-первых, пришел Александр из Microsoft, как охарактеризовал Николай Прянишников, борец с инакомыслием, который боролся с тем, чтобы сотрудники Microsoft использовали iPhone, говорил, что их надо к стенке ставить, наказывать, пусть они пользуются нашим Windows Mobile.
Саша: Как это делает Прянишников?
Каша: Прянишников, кстати, пользуется HTC HD2 на Windows Mobile. Я с сочувствием смотрел на Прянишникова.
Саша: Он выбрал самый лучший аппарат на Windows Mobile.
Каша: Выбирать-то было не из чего. У меня есть друг, который хотел купить HTC HD2. Это было около года назад. Я ему сразу сказал не покупать Windows Mobile, посоветовал купить Андроид. Он сказал, что он знает, что я не люблю эту операционную систему. В итоге, он пошел и взял. Через полгода он продавал аппарат какой-то сумасшедшей тетке за полцены. Он сказал: «Я устал. Она перезагружается, не прошивается».
Саша: Тетка была глухонемой.
Каша: Нет. Тетка была нормальной.
Саша: Дурная?
Каша: Да, дурная. Мне очень понравилась переписка, которую он цитировал. Окушки, океюшки. Человек, который в древнерусской транскрипции пишет «океюшки» - вынос мозга. Там было очень смешно.
Саша: Ты вообще-то начал говорить про iPhone 4, это я тебе напоминаю, чтобы ты не забыл.
Каша: Да. Так вот, HD2 – это не iPhone 4. Apple на Россию выделил не так много аппаратов, потому что iPhone 4 в дефиците. Кто-то почему-то ждал белый iPhone, но белый iPhone в мире пока не существует. С России никто не начнет продавать что-то новое, если говорить про продукцию Apple.
Саша: В последнюю очередь до нас доходит.
Каша: Да. Представьте ситуацию, что в компании Apple открыли российский офис, потому что мы все вроде кричали о том, что он нужен. Самостоятельностью этот офис не обладает. По сути, это представители на местах, которые сидят и ничего не решают.
Саша: При этом мы подписались соблюдать правила компании и устроить всё так, чтобы было по правилам компании.
Каша: Эти исполнители что-то исполняют в рамках своей компетенции, что-то мелкое они могут делать, самостоятельно принимая решения. В принципе, никаких глобальных решений, типа контрактов с операторами, они не делают.
Саша: Прокомментировать какую-то новость они не могут. Я ни одного комментария от них не получила, потому что они каждый раз говорят, что нужно отправить запрос в европейский центр и подождать. Так как мне нужен комментарий в течение нескольких часов, то это занятие бесполезное.
Каша: Теперь представь: у людей очень маленькая свобода действий, у них есть свобода в рамках одного дела – время запуска iPhone 4.
Саша: Организовать такое серьезное мероприятие.
Каша: И у них это отняли. Фактически люди год сидели и ждали работу, им дали эту работу, потом приходит Связной и говорит, что мне на вас всех с высокой колокольни, что я сейчас запущу сам.
Саша: Хватит крутить интриги с вашими датами и цифрами, мы запустим 22. Связной в итоге запустил 22. 22 число и раньше же фигурировало.
Каша: Оно не фигурировало. Дата постоянно пересматривалась. 22 называл Вымпелком, как дату, когда они получат товар.
Саша: Это было давно.
Каша: Месяц назад. Они говорили, что получат товар в эту дату. Товар они все получили раньше, но в Apple решили, что запускать будут 24.
Саша: МТС и Вымпелком получили непосредственно от Apple.
Каша: Да. Те, у кого есть контракты, и получили товар.
Саша: Дальше они распределяли его по собственным офисам и партнерам.
Каша: Я сейчас расскажу страшную подоплеку этой ситуации, и все обхохочутся. Вымпелком принадлежит 49% Евросети. Понятно, что в первую очередь вымпелком будет поставлять в Евросеть. В прошлом всегда так и было. Вымпелком поставлял в Евросеть, Мегафон поставлял в М-видео и ряд других сетей, а МТС поставлял Связному и ряду других компаний. Рынок был поделен. В этом году Мегафон сказал, что у них в августе кончился контракт, что они не хотят его продлевать на условиях, что они должны выкупить какие-то гигантские суммы телефонов. Понятно, что мы их не выкупим и не продадим. Давайте изменим этот пункт контракта. Apple встал рогом и сказал: «Давайте продлевать контракт. Мы с вас этих денег не возьмем, но на бумаге давайте запишем». Звучит глупо, да?
Саша: Мало ли вдруг передумают и спросят.
Каша: Да. Тем более, на берегу понятно, что таких объемов не будет. Мегафон тоже уперся рогом и сказал: «Мы крупный оператор, вы, Apple, партнеры, давайте договариваться. Не хотите договариваться, мы не будем брать товар».
Саша: По количеству предзаказов и ажиотажу кажется, что такие огромные суммы, на которые они могли бы подписаться, они могли бы и продать. Разве нет?
Каша: О миллионах штук iPhone речь не идет.
Саша: То есть, в любом случае не продадут?
Каша: Нет. Если бы Apple поставила в этом году 100 тысяч аппаратов, было бы продано 100 тысяч аппаратов. Apple сам боится перетоварить российский рынок, имея печальный опыт предыдущих продаж. Это кривая, которая идет вниз. Сначала 3G, гигантские объемы, они затоварили рынок, и продажи резко упали. Потом 3G S лучше, iPhone 4 продается хорошо, потому что они поддерживают дефицит. Вопрос таков: если они поставят примерно 75 тысяч (я думаю, столько и поставят), то в будущем году продадут ориентировочно 150-175 тысяч.
Саша: За сколько приемов будут поставлять?
Каша: Поставки постоянно идут. Если в этом году поставят 100 тысяч, то эту разницу в 25 тысяч надо вынимать из следующего года, потому что спрос неэластичен. Количество людей, которые хотят купить iPhone 4 и имеют возможности для этого, конечно. Мегафон от этого ничего не теряет. Говорят, что Мегафон потеряет, не выступив вместе со всеми единым фронтом. Люди покупали в М-видео iPhone 3G S с карточкой Мегафона. Сейчас в М-видео продаются те же iPhone 4 с карточками Мегафона, хотя поставлены Билайном. Продавцам выгодно их продавать. Фактически не беря на себя никакие обязательства, Мегафон на коне.
Саша: Они специально договорились об этом?
Каша: Они платят М-Видео за подключение. С каждым телефоном М-Видео пытается продавать контракты Мегафона, а не контракты Билайна и не контракты МТС. В М-Видео даже стойки мегафоновские стоят. Мегафон оказался в шоколаде. Они не завозят аппараты. На аппаратах операторы не зарабатывают.
Саша: Они не берут никаких обязательств.
Каша: Не берут огромных обязательств, и их всё устраивает. Молодцы! Меня больше всего в этой ситуации радует, гордость распирает, что наконец-таки компания смогла встать в позицию, когда она отстаивает свои интересы. У меня в жизни был период, когда я всех посылал, был наглым.
Саша: У тебя был переходный возраст?
Каша: Да, в 20 с чем-то. Я вел себя достаточно нагло, и меня никто не останавливал.
Саша: На меня не напоролся.
Каша: Люди прогибались в дугу.
Саша: Ты получал от этого удовольствие?
Каша: Нет, я считал это само собой разумеющимся.
Саша: Никто не настучал по маковке?
Каша: Мне было сложно настучать по маковке. Попытки были, но это было крайне сложно. Потом нашелся человек, который сказал: «А ты вообще кто такой?». Мы с ним подружились.
Саша: Я его знаю?
Каша: Нет, это Сережа Козук. Было очень смешно. Тут примерно такая же ситуация: все прогнулся, а Мегафон нет.
Саша: Твою позицию по Мегафону мы поняли.
Каша: Это детективная история.
Саша: Давай разберемся с двумя оставшимися операторами тройки.
Каша: Давай. Изначально все договорились. Я теперь плохо к Лене Шматовой отношусь.
Саша: Почему?
Каша: На каком-то экономическом форуме она сказала, что я сетевой аналитик. Она сказала: «Несмотря на заявления некоторых сетевых аналитиков, в кризис Вымпелком тратил деньги на капитальные затраты на строительство сети».
Саша: Объясни, кто такая Лена Шматова.
Каша: Это генеральный директор компании «Вымпелком». Она сказала полную правду. Более того, компания не может не тратить деньги. Вопрос в том, сколько она тратит. Вымпелком тратил неприлично мало на строительство сети. В кризисные годы сокращение затрат было очень большим. Мы сами видели это по качеству сети в прошлом году. Особенно, в Москве. Как пользователь, я могу сказать, что качества вообще не было.
Саша: Неужели если не вкладываться один год, то это будет настолько заметно?
Каша: Ты делаешь очень простую штуку. С одной стороны, ты вкладываешь деньги в рекламу, маркетинг, новые предложения и набираешь абонентскую базу. С другой стороны, ты замораживаешь строительство и расширение сети. У тебя есть некий зазор по емкости, который позволяет тебе жить и накапливать людей, но этот зазор быстро съедается. Когда твои абоненты едут на концерт в Митино, то в Митино сеть ложится, соответственно, дальше происходит веерное отключение.
Саша: Сейчас они нарастили емкость чуток?
Каша: Да, сейчас они работают в этом направлении. Просто говорить, что они тратили на это деньги в кризисный год нельзя. Этого не было. Когда кто-то что-то говорит, то нужно опираться на цифры.
Саша: Мы поняли, что ты немного обижен на Билайн.
Каша: Нет, я не обижен абсолютно. К iPhone 4 вернемся. Представьте, есть товар iPhone 4, который в недостатке, потому что предзаказы на него огромные, и Apple честно сказал, что до декабря он не сможет приблизиться к этим заказам. Есть 2 компании, которые получают: МТС и Билайн.
Саша: Получают они примерно по 10 тысяч.
Каша: Неважно, какими были первые поставки.
Саша: На двоих было примерно 20 тысяч.
Каша: Изначально чуть меньше. Примерно одинаково они получили, количество сейчас не играет роли. У Вымпелкома есть Евросеть, у МТС есть свои салоны. Они изначально договариваются о том, что МТС и Вымпелком не будут продавать аппараты на сторону другим компаниям, будут повышать лояльность, чтобы МТС продавал в своих салонах, Билайн через Евросеть и в своих фирменных салонах. Изначально была такая негласная договоренность. Что происходит дальше? Дальше генеральный директор компании «Вымпелком» решил порулить бизнесом самостоятельно. Приходит ходок от компании «Связной» и говорит, что мы готовы договариваться, чтобы вы дали нам iPhone.
Саша: Изначально Связной откуда планировал получить?
Каша: От МТС. Они и получили часть от МТС. «Давайте договариваться, чтобы вы нам дали iPhone». Давайте.
Саша: Зачем им и там, и там?
Каша: Потому что маленький объем выделяется.
Саша: Они же все боролись за партию.
Каша: Персонально генеральный директор Вымпелкома договаривается.
Саша: Она обещала?
Каша: Мало того, что обещала. Она за 5 минут такой бизнес сделала, сказала: «Конечно». Я не буду говорить, о чем конкретно они договорились. Наверное, это нехорошо. Это выглядит настолько смешно. Весь рынок катается в экстазе. Это выгладит примерно так: девушку обули, пообещали завтра жениться, но об этом договорились поговорить завтра, а сегодня iPhone попросили дать.
Саша: Она дала?
Каша: Дала.
Саша: Сколько?
Каша: 400 штук, по-моему. У Связного было 600 штук: 200 ОТ МТС, 400 от Вымпелкома. МТС потом забрал их после истерики Apple. Когда на Билайн начали кричать, Билайн не смог забрать у Связного эти аппараты, когда они объявили об акции. Apple кричала: «Заберите любой ценой эти аппараты. Нельзя, чтобы они начали продаваться».
Саша: Связной объявил акцию за 2 дня до начала официальных продаж 24. В ночь на 22 была акция: если ты принесешь предыдущую модель iPhone, то тебе дадут скидку 50% на новый. При этом на акцию было выделено всего 50 аппаратов.
Каша: Очень смешная ситуация в другом. Рынок у нас очень тесный.
Саша: Все друг друга знают.
Каша: Более того, в отличие от топов Вымпелкома все друг с другом общаются. Они не ездят по форумам, а сидят, пиво пьют и общаются. К вечеру потянулась череда ходаков.
Саша: К Вымпелкому?
Каша: Да, договариваться с Вымпелкомом. Каждый обещал жениться в обмен на телефоны. Ситуация шедевральная: когда iPhone в дефиците, Вымпелком вместо того, чтобы дать их Евросети, разбазарил их по рынку. Когда телефон в руках нескольких игроков, цену можно держать.
Саша: А ее можно не держать?
Каша: Сейчас этой ситуации нет, но вообще она возможна. Цена может пойти вниз. Много вкусных штук можно сделать.
Саша: С iPhone не будет такого?
Каша: Сейчас не будет, он в дефиците. Много вкусных штук: лояльностью поиграть, дополнительные пакеты сделать и так далее. В общем, приложить голову. Apple бился в истерике. Связной после этой акции попал в самый черный список.
Саша: А ты говорил, что к нему не будет никаких санкций.
Каша: Напрямую у него нет отношений с Apple. Ему запретили негласно отгружать продукцию.
Саша: Не ему, а операторам.
Каша: Да.
Саша: Они же знали, что такое могло случиться.
Каша: Со стороны Связного это очень эмоциональная выходка. Они не учли количества. Связной очень сильно конкурирует с Евросетью. Они на встречных курсах борются за долю рынка. Для них было важно получить iPhone 4.
Саша: Так как они знали, что такой партии, как у Евросети у них не будет, они решили выиграть время.
Каша: Да, подложить бяку. Это было эмоционально.
Саша: У них свободных, нераспределенных телефонов не было. Одни были по предзаказам на сайте, другие по предзаказам в офисе продаж. Продавать им было нечего.
Каша: Мне кажется, что эта ситуация сохранится до конца года. Спрос на аппараты больше, чем предложение.
Саша: Людям в принципе бесполезно было идти 24 числа в магазин.
Каша: Мой друг просит себе и жене iPhone. Он просит их достать. Я сказал, что я не могу.
Саша: Когда мы были в Лондоне, люди специально пошли за iPhone.
Каша: Я бы им с удовольствием помог.
Саша: Там не то, чтобы не было iPhone 4, там даже не было 3G S. Они сказали приходить завтра за 3 G S, iPhone 4 они не знали, когда будет. Вот iPad, пожалуйста, берите.
Каша: С iPad в некоторых странах тоже проблемы, их нет.
Саша: В Лондоне они есть.
Каша: В Лондоне есть SimFree iPhone, который стоит 800 фунтов.
Саша: 40 тысяч?
Каша: Да, всего лишь, это цена за 16 гигабайт. У нас младшая модель стоит 32. Про iPhone можно говорить очень долго, но, к сожалению, ситуация с iPhone показывает, что наши операторы до сих пор не понимают розничный бизнес. Кино по ним можно ставить. Это война и немцы. Российский бизнес – человек показывает высший пилотаж договоренности с дистрибьюторами, а дистрибьюторы при этом играют в укатайку.
Саша: У МТС как дела обстояли? У них всё было по плану?
Каша: На удивление МТС намного более адекватен был в этой ситуации. Обычно мои предпочтения на стороне Билайна, и я не скрываю этого. МТС после этой ситуации вырос в моих глазах. Более того, они последнее время более адекватно реагируют на ситуации.
Саша: Не облажались.
Каша: Да, они молодцы. Не облажались. Давай пойдем дальше, поговорим про Google. Что-то мы про iPhone 4 слишком много говорили. Кстати, ты видела картинки патентов Apple для нового iPad?
Саша: Не видела.
Каша: На iPad с боковой стороны 30-пиновый разъем, на картинке сделали два разъема: сбоку и на нижней части. Сделали это для того чтобы можно было вставлять под клавиатуру. Ты вставляешь iPAd, и у тебя получается полноценный компьютер. Сделали новую окантовку. Видимо, она стала сенсорной. Видимо, можно не просто елозить по экрану, но и по окантовке, осуществлять какие-то действия: перелистывать, скролить.
Саша: А почему нельзя было сделать один разъем для клавы, а клавиатуру включать в розетку?
Каша: Тут розетки нет. Оба разъема абсолютно идентичны.
Саша: Зачем делать 2, если можно сделать один, а заряжать через клаву?
Каша: Потому что ты можешь поставить его по-разному: вертикальная или горизонтальная ориентация.
Саша: Зачем тебе печатать на вертикальной ориентации?
Каша: Знаешь, сколько извращенцев. Возможно, какие-то программы не поддерживают, хотя я таких программ для iPad не знаю.
Саша: Я не понимаю разницы в вертикальной и горизонтальной ориентации. Ты же лист все равно расположишь вертикально. Будет как на обычном мониторе.
Каша: Да, но он будет занимать меньше места. iPad – всё-таки 10 дюймов. Я сейчас думаю, что Елена на меня обидится после первой части нашего подкаста.
Саша: Она же уже давно на тебя обиделать. Что тебе терять?
Каша: Точно.
Саша: Я зато видела патент Apple на Footpad. Видел?
Каша: Нет, а что это такое?
Саша: Это Touchpad для ног. Можно сидеть и ногами управлять. Единственное: я не уточнила, нужно ли босиком при этом работать. Сенсор же реагирует на прикосновение кожи.
Каша: Не знаю, зачем это нужно?
Саша: Я представляю офисных работников с голыми ногами. Представь такой офис.
Каша: Мне кажется, это какая-то шутка.
Саша: Нет. Все ботинки поснимали.
Каша: А там потные и вонючие носки с дырками.
Саша: Их тоже поснимали.
Каша: Мне кажется, Footpad – разводка.
Саша: Я тебе пришлю, ты посмотришь.
Каша: Конечно, разводка demotivator.ru.
Саша: Нет, с Apple-вского сайта.
Каша: Apple.com?
Саша: Да.
Каша: Не верю.
Саша: Ты просто не знаешь.
Каша: Я вообще ничего не знаю.
Саша: Зато мы знаем, что 22 сентября Google в России запустил голосовой поиск, который в Америке работает с 2008 года. Я знаю, ты пробовал. Как работает?
Каша: Работает voice search. Раньше я говорил на английском, теперь говорил на русском.
Саша: Как ты пользовался? Называл адреса на картах?
Каша: Нет, я не называл адреса, я называл заведения, он мне выдавал адрес. В частности я называл «Pushka Inn», это гостиница в Петербурге. Мне нужно было адрес узнать. Я искал эту гостиницу, он ее, как ни странно, нашел.
Саша: Правильно?
Каша: Да. При этом галереи он не нашел, хотя я назвал ресторан-галерея.
Саша: По-русски сказал?
Каша: Да.
Саша: Надо было сказать по-английски.
Каша: Мне кажется, не найдет.
Саша: Может, ты переводил одни валюты в другие?
Каша: Нет. Я вообще ничего не делал, потому что я считаю, что это не очень нужная штука.
Саша: Разработчики-то трудятся не покладая рук. Они говорят, что достигли большого качества распознавания речи.
Каша: В свете новинки от Apple надо говорить «не покладая ног» (смеется).
Саша: Да (смеется). Говорят, что в 75% случаев сервис распознает речь. Я призываю проверить, поюзать. Может, кому-нибудь этот сервис понравится, и он будет им пользоваться.
Каша: Только не говорите «поюзать, лохматить бабульку» и так далее, он не понимает этого.
Саша: Можно попользоваться этим сервисом на телефонах. Тем, у кого iPhone, нужно будет скачать специальное приложение в Apstore «Google Mobile Ap». У тех, у кого Андроид, сервис включится автоматически.
Каша: Не знаю. Я скачивал программу «Google voice search». Может, я неправильный человек, но я скачивал. Расскажи мне про Яндекс.Музыку.
Саша: На самом деле, Гугл – не единственный, кто разрабатывает голосовое приложение.
Каша: Яндекс тоже разарабатывает.
Саша: С апреля 2010 года этот сервис проходит тестирование у Яндекса.
Каша: HR меня не любит, он мне не присылает пресс-релизы.
Саша: Может, ты просто не подписан на них. Скажи, чтобы он тебя подписал.
Каша: Подписал в Секту? Яндекс.Секта – хороший сервис. Надо продать идею.
Саша: Какие функции там будут?
Каша: Туда можно пустить всё, что угодно.
Саша: Всё, что не влезло в другие сервисы (смеется). Говорят же, что есть Apple сектанты, религия Apple.
Каша: Посмотри на нас.
Саша: Яндекс запустил сервис «Яндекс.Музыка». Он позволяет бесплатно слушать лицензионную музыку.
Каша: Безвозмездно.
Саша: Яндекс говорит, что там 58000 исполнителей и около 800000 композиций. Это немного по сравнению с 10 миллионами композиций в iTunes.
Каша: Я знаю, кого там точно нет.
Саша: Кого?
Каша: Меня.
Саша: Ты уже записал свою композицию?
Каша: Мою композицию могут прослушать только наши слушатели.
Саша: Запиши мне на День Рождения песню, выскажи мне признание, пожелания. Когда мне будет грустно, я буду слушать эту песню и слезки подтирать. Давай вернемся к Яндекс.Музыке. Прикольная штука, похожая на Простоплеер, если кто-то им пользуется, и Ласт.FM. Там есть примеры треков, которые пользуются наибольшей популярностью. Когда вы вводите в поисковой строке название композиции, первым номером выпадает Плеер, где вы можете прямо с сайта послушать музыку, или же нажать на этот плеер, вы перейдете на специальную страничку сервиса, там можно послушать другие песни этого исполнителя или песни из этого альбома. Яндекс будет наращивать свою базу. Ты пользуешь какими-то подобными сервисами?
Каша: Нет. На LastFM я подписан, но не пользуюсь. Просто времени нет послушать даже то, что у меня есть на диске.
Саша: Я тебе могу сказать, что у многих офисных работников Яндекс открыт как обычная страничка постоянно.
Каша: Не надо по себе делать выводы о всех офисных работниках.
Саша: Я не лучший офисный работник.
Каша: Я думаю, что большая часть офисных работников живет ВКонтакте, Одноклассниках или в другой социальной сети.
Саша: Они иногда что-то ищут.
Каша: ВКонтакте музыку ищут.
Саша: Я не про музыку сейчас говорю. Часто Яндекс открыт во вкладках, поэтому им пользоваться удобно, не надо специально для музыки открывать отдельный сервис, например, тот же ВКонтакте, куда многие ходят, чтобы послушать музыку или посмотреть видеоролики. Главное, чтобы народ знал, что такое возможно. В ближайшее время они вряд ли составят конкуренцию тому же ВКонтакте. Я знаю, что многие пользуются Вконтакте.
Каша: Я думаю, что да.
Саша: При этом говорят, что в перспективе появится возможность скачивания музыки, но это отдельная история. Зарабатывать они будут на банерной рекламе, как ты понимаешь.
Каша: Да, понимаю. Другого выхода у них нет. Мне сервис нравится в том, что они дают музыку бесплатно.
Саша: Хорошее дополнение ко всему, что у них есть.
Каша: Да. Вот сейчас ты, наверное, будешь пытать меня про новые телефоны, а я хочу предложить поговорить не про Самсунг, а про камеры в телефонах. Пошла очень плохая тенденция: даже в топовых продуктах компании убирают автофокусы и ставят дешевые матрицы, которые не имеют автофокуса.
Саша: Это, видимо, идет от исследований того, что даже топовые модели не часто используются для фотографирования.
Каша: Да, действительно это правда. С другой стороны, всегда есть 5-6% пользователей конкретной модели, которым нужна камера.
Саша: Хорошая камера значительно удорожает модель.
Каша: Я не прошу хорошую камеру. Тут действуют 2 предрассудка: раньше у нас была камера 5 мегапикселей, теперь им западло поставить 5 мегапикселей, они ставят 8 и убирают автофокус. Это полная ерунда, потому что без автофокуса смысла в камере нет. Я вчера фотографировал листики бумаги на Nokia E5 (это бизнес-телефон).
Саша: Зачем бизнес-пользователю камера?
Каша: Документ сфотографировать.
Саша: Часто в хороших офисах нельзя пользоваться телефонами с камерами.
Каша: Реально бывает потребность сфотографировать ценник в магазине.
Саша: Хочешь сказать, что камера без автофокуса не сфотографирует ценник?
Каша: Нет.
Саша: Сфотографирует.
Каша: Качество плохим будет.
Саша: А тебе что его выкладывать куда-то надо?
Каша: Не выкладывать, а просто прочитать, что там написано мелким шрифтом. С лупой что ли потом сидеть у монитора? Безусловно, можно на неавтофокусную камеру приспособиться снимать, но это жутко неудобно. На HTC, кстати, камера – редкостный отстой.
Саша: Я не знаю, как в новых топовых моделях.
Каша: То же самое. Я был на конференции, в сантиметрах 35-40 от меня стоял монитор, на мониторе выводилась презентация докладчика. Я достал HTC Desire, сфотографировал первый слайд, получилась мутотень, подумал, что что-то не то, налил водичку на салфетку, протер линзу, сфотографировал еще раз. Мутотень ушла, но резкости не прибавилось.
Саша: Ужасная камера у HTC. Может, они когда-нибудь задумаются на эту тему.
Каша: Мне кажется, пока они не задумываются над этим. Они ставят ту камеру и особо не парятся. Даже на iPhone лучше камера, хотя iPhone особо не уделяет ей внимание.
Саша: Я хотела сказать, что критерии смазались. Раньше были мыльницы с 5 мегапикселями. Они нормально фоткали, они и сейчас нормально фотографируют. Сейчас есть телефоны с 8-12 мегапикселями, при этом качество не такое. Как это объяснить? В чем фишка?
Каша: Размер матрицы играет значение. В телефонах матрица очень маленькая, она шумит, она не дает такое качество фотографий. Я помню, я сравнивал Casio 6-7-летней давности с MotoZine ZN5, когда он вышел. Качество снимков примерно одинаковое. Камера телефона чуть-чуть не дотягивала за счет размера матрицы, но фотографии были сравнимы. В тот момент развитие фотоаппаратов в телефонах остановилось на том уровне.
Саша: После этого матрицы уменьшались?
Каша: Матрицы не уменьшались, они только росли, но физически получается ситуация, что 12 мегапикселей в телефоне – чрезмерно. Причина в том, что матрица остается практически той же самой. Без нормальной оптики говорить о чем-то нельзя.
Саша: 12-мегапиксельная камера телефона эквивалентна какому фотоаппарату с каким количеством пикселей?
Каша: Никакому. Фотоаппарат всегда выиграет за счет того, что там объектив нормальный и его светосила. Камера в телефоне – это всегда компромисс. В бытовом плане это удобно: ты ходишь, увидел что-то, сфотографировал, поместил в Твиттер или оставил себе на память. В художественном же плане перспектив нет.
Саша: Тут не до художеств. Если учесть все условия цены, качества, мегапикселей, автофокусов, размера матрица, оптики и всего прочего, то на сегодняшний день какой должна быть камера? Назови характеристики для топового аппарата и для обычного.
Каша: Мне кажется, что надо зафиксироваться на 5-8 мегапикселях, 12 не нужно, обеспечить побольше объектив, то есть его светосилу, обязательный автофокус, обязательный макрорежим, который автоматически определяет, желательно с 10 сантиметров. Ксенон на мой взгляд не так уж и нужен, но кому-то он нравится. Я бы предпочел двойную светодиодную вспышку с постоянной подсветкой. Хотя некоторым людям ксенон нравится больше. Можно сделать двойную вспышку: ксенон-светодиод. Это основные требования.
Саша: Для базовых или топовых моделей?
Каша: 5 для базовых, 8 для топовых.
Саша: В каких моделях это есть?
Каша: В крайне небольшом количестве в моделях, уходящих с рынка.
Саша: Почему они не пользуются популярностью? Почему не взять это за базу, за точку отсчета и не наштамповать такие аппараты?
Каша: Самсунг взял за базу 5 мегапикселей. Это Самсунг Wave, Galaxy S.
Саша: Автофокус есть?
Каша: Конечно, есть. Сейчас Nokia, SonyEricsson, Motorola идут по пути удешевления, они выкидывают нормальные камеры и ставят не пойми что. Меня это дико раздражает. Возьмем Nokia E7 – топовый продукт, который стоит 500 евро и больше. Там неавтофокусная камера, они сэкономили 5 евро.
Саша: Для бизнес-сегмента эти 5 евро – копейки.
Каша: Как продадут его тиражом 100 тысяч, так и продадут. Про 100 тысяч я говорю условно. Эти 5 евро никак не скажутся на восприятии аппарата. Кто захочет его купить, тот купит.
Саша: Зачем портить продукт?
Каша: У Nokia идея понятна. У них есть N8, который всеми правдами и неправдами надо всем запихнуть, поэтому они убирают автофокус во всех топовых, сравнимых аппаратах. Если нужна камера, берите его, потому что всё остальное по факту камеру имеет, но такого поганого качества, что до последнего момента для Nokia C7 в разделе «Камера» стояло TBD (To Be Discussed). Что это означает? Это означает, что камера, возможно, получит полный автофокус. Она не получила.
Саша: Мы обсудили это еще раз.
Каша: Честно скажи, что камера неавтофокусная, не надо платить людям, которые будут объяснять, что неавтофокусная камера – это круто. Доходит до смешного. Человек за деньги или блага начинает писать: «Что вы суетитесь? Главное, что качество снимков хорошее, автофокус – прошлый век».
Саша: Можно найти условия съемки, когда получится нормальный снимок.
Каша: Яркий солнечный день, приближение не ближе, чем на полметра к объекту съемки и желательно сказать, когда получится снимок, что ты снимал тот резкий предмет на заднем плане. Это дешевая технология, которая в исполнении от Nokia почему-то называется «Fullfocus». В моем понимании, это что-то другое. На сайтах для таких камер они пишут, что это Fullfocus.
Саша: Полный фокус?
Каша: Да. Я задал вопрос людям у себя на сайте: «Вам нужен автофокус?». Каждый человек написал, что нужен. Понятно, что это нерепрезентативный выбор
Саша: Надо было по-другому задавать вопрос: «Вам нужен автофокус при условии, что цена возрастет во столько-то раз?».
Каша: Она не возрастет. Есть одна маленькая хитрость: эти 5 евро не идут в минус аппарата, они идут в плюс производителю. Себестоимость устройства 200 евро, если добавляется автофокусная камера, то себестоимость 205 евро, соответственно это минус из его прибыли. Что сейчас делают? 205 евро сокращают до 200 евро, 5 евро кладут себе в карман. Они повышают норму прибыли. Я не против того чтобы они зарабатывали. Я даже готов платить на 5 евро больше, если они сделают нормальную камеру. Я не хочу скакать между QWERTY-клавиатурой и камерой в другом аппарате. Я не буду носить 2 телефона.
Саша: Ты такой наивный. Ты же разбираешься в маркетинге.
Каша: Я просто выберу другой телефон, благо предложение есть.
Саша: Нужно создать ассортимент, а чтобы все плюсы были в одном телефоне никому не нужно, кроме пользователей.
Каша: На данный момент они создают не ассортимент, а головняк для себя и потерянных потребителей, которые пытаются объяснить действия компании, но не могут, возникает диссонанс.
Саша: «Она нас любит, но она нас не понимает». Расскажи про маленькие Самсунги.
Каша: Хорошие Самсунята. 550и 580 Galaxy – российские названия. Оригинальные названия - i5500 и 5800.
Саша: Это вариации на тему Corby?
Каша: Он называется Corby. 550 называется Corby с какой-то приставкой. Он и выглядит как Corby. Там маленький экранчик VGA. Меня на этих аппаратах раздражает маленькое разрешение экрана.
Саша: И скрипучие корпуса.
Каша: Он не скрипит.
Саша: Про Corby ты тоже говорил, что не скрипит. Когда я беру его в руку, даже если он не скрипит, мне кажется, что скрипит.
Каша: Когда ты берешь Corby в руки?
Саша: Мы тестировали на работе аппарат Corby.
Каша: Не скрипит ничего в Corby. Это твои предрассудки.
Саша: Возможно. Сколько он стоит?
Каша: До 10 тысяч.
Саша: Андроид какой версии?
Каша: 2,1.
Саша: Клево.
Каша: Там есть кинетическая прокрутка. Когда ты начинаешь крутить, все шрифты сливаются в полосу скользящих символов. Это головосшибательное зрелище. Мне кажется, нам надо прощаться.
Саша: Мы прощаемся с вами до следующей недели. Следите за новостями. Если вы не успеете, то мы вам о них расскажем.
Каша: Все, кого я нечаянно обидел, не обижайтесь. Я надеюсь, вы станете лучше и сильнее от ваших обид на меня. Пока-пока.